Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиИстория образования → Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании
В августе 1932 года было принято постановление "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" в котором был отмечен ряд существенных недостатков в текущих программах. В отношении химии указано на необходимость более систематического построения программы, рассчитанной на твёрдое усвоение элементарных химических понятий и отсутствие в программе по химии необходимой увязки её с физикой и математикой. Эти требования были реализованы в 1932 и 1933 годах в первой стабильной программе по химии.


В новом курсе подбор и расположение материала имеют целью подвести учащихся к осознанию периодического закона и периодической системы элементов. Серьёзное внимание обращено на те вопросы в программе, которые имеют большое воспитательное значение.

После составления программы по химии для средней школы была проведена работа по созданию первых стабильных учебников. Этот труд был выполнен профессором В.Н. Верховским при участии (по разделу органической химии) Л.М. Сморгонского и Я.Л. Гольдфарба. Этот учебник просуществовал в течении 15 лет без существенных переработок.

В 1934 году химию начали изучать с седьмого класса, а из шестого класса предмет был исключён. Ещё в 1929 году профессор П.П. Лебедев писал по поводу переноса начала изучения химии с пятого года обучения на шестой: "Это обстоятельство должно отразиться на преподавании химии очень благоприятно, так как отодвигает начало знакомства с нею к более старшему возрасту. Однако и этот возраст всё ещё мал для того, чтобы приступить сразу к основам этого, всё же в своей теоретической части трудного предмета".

В связи началом изучения химии на 7-й класс было уменьшено число часов на химию (на один час в шестидневку). В итоге потери этого часа была исключена тема "Основы теории электролитической диссоциации", что довольно болезненно отразилось на общем уровне знаний учащихся. Поэтому в 1938 году она была вновь включена в программу.

В августе 1940 года Наркомпросом был издан приказ "О мероприятиях по улучшению работы сельской школы", в котором давались указания о необходимости усиления практических занятий школьников в процессе изучения биологии. Этот приказ не только положительно повлиял на работу учителей сельской школы, но и вызвал оживление среди учителей городских школ. Целью этого приказа была попытка организовать как можно более органическую связь между теорией и практикой.

В годы Великой Отечественной войны работа во многих школах осложнилась из-за недостатка помещений, затруднений в приобретении приборов и реактивов, отвлечения учащихся на разнообразную общественно полезную работу. Уменьшение выпуска методической литературы, а так же уход в Красную Армию значительного числа опытных учителей и замена их малоподготовленными педагогами - всё это так же сказалось отрицательно на преподавании химии в массовой школе.

Принципиальные позиции программы по химии тех лет:

Система науки химии определяется периодической системой элементов, отражающей существующую в природе закономерность. Она должна быть стержнем, около которого следует строить материал учебного курса. В советской школе принцип системности вовсе не противопоставляется требованию методического построения курса. С точки зрения советских педагогов, систематическое расположение материала в курсе химии является в то же время и наиболее удачным в методическом отношении, то есть наиболее лёгким, доступным для усвоения.

Материал, подлежащий изучению, в средней школе располагался так, что ученики сначала на конкретных примерах усваивали относительно небольшое число основных химических фактов и понятий, без которых невозможно изучение систематического курса. На этом месте центральным местом программы являлось атомно-молекулярное учение в его классической форме, то есть без вопроса о строении атомов. Уже начиная с 1932 второго года постоянно ослабевало стремление строить курс химии без атомно-молекулярной теории. Если по этому вопросу и возникали колебания, то они сводились лишь к определению места этой теории в школьном курсе химии. Со временем атомно-молекулярная теория приблизилась почти к самому началу курса.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Парменов К.Я.

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.16
2.56 MB