Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиИстория образования → Попытки возвращения естествознания в среднее образование
В 1849 году при министре С.С. Уварове произошло изменение в жизни гимназий. Для того чтобы приспособить обучение к практической жизни и вместе с тем уменьшить приток молодёжи в университеты, преподаваемые предметы были разделены на две категории: общие (общеобразовательные) и специальные. В трёх младших классах было отменено преподавание латинского языка. С четвёртого класса начинались специальные предметы.
Реформу Уварова продолжил его приемник П.А. Ширинский-Шихматов. С начала 1852/53 учебного года гимназии были разделены на три типа: 1) с естественной историей и законоведением, 2) с законоведением без естественной истории и 3) с греческим и латинским языками в большем объёме, без законоведения и естествознания. Через 25 лет после изгнания из средней школы естествознание снова начало проникать в некоторые гимназии и становится на место греческого языка.

С 19 ноября 1864 года при министре народного просвещения А.В. Головнине средняя школа стала жить по новому «Уставу гимназий и прогимназий». Он предусматривал школы следующих типов:

1)гимназии классические или нормальные с двумя древними языками – латинским и греческим (7 классов);
2)гимназии классические с одним латинским языком (7 классов);
3)гимназии реальные без древних языков (7 классов);
4)прогимназии классические (4 класса);
5)прогимназии реальные (4класса).

В то время как учащиеся классических гимназий обоих типов имели право поступления на любой факультет университета, для юношей, окончивших реальные гимназии, свободный доступ в университеты был закрыт. Им разрешалось и в технические высшие учебные заведения поступать лишь на физико-математический факультет.

В классических гимназиях обоих типов в трёх младших классах имелся значительно уменьшенный по сравнению с 1852 годом курс элементарного естествознания (6 уроков вместо 11) и физики с космографией (6 часов).
В реальных гимназиях химия была введена в качестве самостоятельного предмета. По сравнению с классическими гимназиями, весь цикл естественных наук был значительно усилен: на естествознание с химией отводилось 23 урока и на физику с космографией – 9 уроков в неделю. Эти относительно благоприятные для естествознания данные не вскрывают, однако, истинной картины, которая обнаруживается, если принять во внимание распределение гимназий всех типов и их дальнейшую судьбу. По проекту предполагалось организовать 15 нормальных гимназий, 30 с одним латинским языком и 16 реальных. Но как только выяснилось, что «реалисты» лишаются права поступления в университет, со всех сторон начали сыпаться ходатайства о распространении права поступления в университеты и на лиц, окончивших реальные гимназии. Незначительная уступка со стороны правительства – разрешение поступать на физико-математический факультет после сдачи экзамена по латинскому языку в объёме, определённом программой классических гимназий, - не успокоила учащихся и родителей. Начались новые ходатайства о преобразовании реальных гимназий в классические. Правительство охотно удовлетворяло эти ходатайства. Они способствовали его стремлениям, так как классицизм был сочтён за лучшее противоядие против материализма и революционных устремлений.

В итоге вместо шестнадцати проектируемых реальных гимназий во всей империи сохранилось лишь пять. Таким образом, картина истинных стремлений русского общества в 60-х годах 19 столетия начинает сильно искажаться. По данным учебных округов и Министерства народного просвещения, выходило, что русское общество было на стороне классической школы, в то время как во всех прогрессивных кругах она вызывала ненависть.

В реальных гимназиях химия начинала изучаться с 5-го класса и продолжалась в 6-м, где прибавлялись сведения по минералам и кристаллографии. Программа была сформулирована в очень кратких выражениях (в 1857 году).

В уставе от 1864 года говорилось, что на ряду с библиотекой и физическим кабинетом «при реальной гимназии сверх сего должна находиться и химическая лаборатория»
.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: ..

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.41
2.17 MB