Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиИстория образования → Учебные руководства для комплексной программы
В качестве учебного руководства для учащихся рекомендовалась "Рабочая книга по химии" П.П. Лебедева. Автор пишет, что ему пришлось "отступить от известной систематичности предмета химии, создать концентры, ступени, в которых даются иной раз лишь первые понятия о том или другом классе соединений или группе понятий, с тем чтобы в дальнейшем дано было развитие той же темы, более обоснованное научно". Данная аргументация является сомнительной. Суть заключалась вовсе не в том, что первоначально усвоение учениками понятия при дальнейшем изучении курса должны были расширяться, подниматься на более высокий уровень. Правильно поставленное изучение химии и должно быть таковым, и это не исключается и при систематическом построении курса. Основным пороком комплексной программы по химии и учебника, построенного по этой программе, можно считать то, что система химии была принесена в жертву идее комплексности. При стремлении связать материал по химии с комплексными темами (а автор стремился сделать это) связь между отдельными вопросами химии неизбежно терялась, и весь химический материал в программе и учебнике приобретал хаотический характер, напоминая какую-то беспорядочную кучу фактов и теорий.

Так же к недостаткам данного руководства можно отнести ряд отрицательных сторон: догматизм, методические ошибки, перегрузка материалом, не соответствие возрасту и развитию учащихся, отсутствие "химического языка" и тому подобное.

Основу курса и главное его содержание по Лебедеву составляла практическая часть, разбитая на "задания" с темами для "исследования". Каждое задание содержало целевую установку работы, детальный план исследования, инструкцию о проведении экспериментов и в конце ряд вопросов. Ответив на эти вопросы на основе размышлений над известными из общежитейских отношений наблюдениями и над добытыми в лаборатории фактами, учащиеся чисто индуктивно должны были создать себе ясную картину содержания отдела, охватываемого "прорабатываемым" заданием. Автор даже считает, что в большинстве случаев "теоретические выводы" и "дополнения", составляющие вторую часть книги, при такой "проработке" являются излишними.

По мнению К.Я. Парфёнова, качество знаний учащихся, работающих подобным образом, было довольно низким. Эти знания имели отрывочный, лоскутный характер. Лабораторный метод работы ещё более усугублял этот недостаток в знаниях: учащиеся часто не понимали смысла тех опытов, которые они проделывали. Вопросы заданий часто не соответствовали уровню химических знаний учащихся. Примером может служить данный вопрос, задававшийся учащимся 5-6 классов: "Налейте в пробирку перекиси водорода и с бумажки, сложенной лодочкой, ссыпьте туда же немного порошковидной перекиси марганца, погрузите в пробирку тлеющую лучинку. Что, кроме перекиси марганца, остаётся в пробирке?"; или: "Обугливающиеся вещества в конечном счёте являются веществами , происходящими из мёртвой или живой природы?". Нередко в задании давался просто рецепт проведения работы, без малейшего намёка на её цели: "Нагрейте в пробирке несколько кристалликов железного купороса, пока не перестанет выделяться газ".

В некоторых случаях считалось возможным строить всё преподавание нужного раздела химии на материале изучения какого-либо полезного продукта. Например, изучение органической химии на примере исследования молока.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Парменов К.Я.

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.69
2.16 MB