Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиИстория образования → Комплексное обучение. Новая программа
В 1927 году была опубликована новая программа для 5-7 классов. Изучение курса химии, по-прежнему начиналась с 5 класса. В защиту того, что химия является необходимым для семилетки предметом, были приведены два соображения:а) всё большее и большее значение химии в науках о природе и в производстве заставляет удельный вес её и в школе и б) что школа-семилетка должна дать элементарное, но достаточное понимание технологии, так как без минимальных знаний по химии было немыслимо массовое политехническое образование. Та же задача - дать учащимся элементарный, но законченный круг сведений по разным предметам, в том числе и по химии, является актуальным и в настоящее время.

Эта программа имела два варианта: 1) облегчённый, но минимально обязательный и 2) нормальный. Необходимость этих вариантов была объяснена отсутствием учителей-специалистов и слабым оборудованием школьных химических лабораторий. Но реальные различая были незначительными и заключались в двух пунктах (кремневые соли и органические соединения), поэтому приведённая мотивировка за введение двух вариантов является малоубедительной.

Отказ от периодической системы элементов в курсе химии средней школы, допущение атомно-молекулярного учения лишь как рабочей гипотезы, общее предпочтение естественнонаучного (индуктивного) метода, и в частности эксперимента, - это результат некритического отношения к философским и педагогическим взглядам западных учёных со стороны авторов программы и учебников по химии в общей комплексной системе.

Эти взгляды нашли отражение в первых проектах программы по химии - "петербургском" и "московском", но там они не были предельно ясно сформулированы, как в комплексных программах, преемственность которых с "московским" проектом велика.

Некоторое отражение в комплексных программах находят и чисто механические концепции, в которых химия сводится к механики атомов: молекула, например, рассматривается просто как сумма атомов.

В 1927 году была опубликована программа для 8 и 9 классов второго концентра. Хоть в ней и признаётся необходимость изучения теоретических вопросов (закон Авогадро, молекулярная теория, периодическая система, теория строения атома), но и её нельзя считать удачной.

Роль периодического закона в школьном курсе ещё плохо осознана. Он даётся лишь в самом конце курса после органический химии. Это положение диктовалось необходимостью познакомить учащихся с методикой определения молекулярных формул веществ, находящихся в газообразном состоянии, и неподготовленностью учащихся по физике.

В программе 1927 года больше времени отведено на изучение элементов органической химии. Авторы объясняли это тем, что органическая химия тесно связана с естествознанием, техникой, обыденной жизнью. Но сведения из органической химии даются разрознено, без стремления дать сведения по органической химии в некоторой системе и вскрыть своеобразие закономерности состава, строения и реакций органических веществ.

Гораздо больший интерес представляет заключительная, чисто теоретическая часть курса, цель которого - способствовать выработке мировоззрения у учащихся. Начинается эта часть историческим очерком об эволюции понятия "атом". Здесь же рассматриваются основные законы химии и вопрос о строении материи. В заключение учащиеся знакомятся с понятием о спектральном анализе, химическом составе небесных тел. Такое построение материала было бы оправдано лишь в этом случае, если бы весь материал опирался на прочный фундамент основных фактов химии, изложенных в системе, подводящей к пониманию названных теорий и закономерностей.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Парменов К.Я.

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.2
2.56 MB