Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиИстория образования → Московский проект
Руководитель группы, составлявшей московский проект, Пётр Петрович Лебедев был профессором Московского университета инженеров железнодорожного транспорта. К идее систематического курса химии для средней школы он относился резко отрицательно и в 1932 году, когда было принято систематическое построение программы по химии, Лебедев полностью прекратил работу по методическим вопросам.

"Московский" проект имел так же ряд положительных сторон. В нём ярко подчёркивалась основная цель курса - наряду с сообщением учащимся первоначальных фактических сведений по химии необходимо дать им и знания об основных законах этой науки, важнейших элементах и соединениях, а также познакомить с приёмами химического эксперимента, привить навыки примитивных химических исследований в обыденной жизни.

По вопросу о практических занятиях учащихся в проекте говорилось следующее: "По поводу практических занятий по химии на первых же парах надо сделать следующее замечание: занятия в школе должны быть интересной, увлекательной работой, не развлечением и увеселением, это должен быть труд, а потому:

1) работа должна быть обязательной для всех изучающих химию,

2) начатое дело должно быть доведено до конца,

3) всё должно быть сделано тщательно до мельчайших деталей,

4) каждый ученик должен дать отчёт как во всей работе, так и в каждой детали".


Авторы проекта считали, что в начале изучения курса следует позаботиться о приобретении учащимися теоретических знаний: это основная задача, которую не следует затемнять обилием примеров из обыденной жизни, хотя польза их и не отрицается. В старших же классах необходимо в большей степени останавливаться на фактах обыденной жизни и химической технологии, переходя от них к теоретическим обобщениям или демонстрируя ими выводы, сделанные на основании лабораторных работ.

В программе было несколько излишнее увлечение в самом начале курса количественной стороной изучаемых явлений: "Эквивалент, атомный вес, молекулярные веса - всё это должно быть определено и выведено учащимися". Намечаются в программе и зачатки метода проектов: каждый ученик должен должен был выполнить более или менее крупную цельную препаративную задачу по неорганической и органической химии, работая над крупными руководствами, справочниками и т.п. О ходе работ учащийся должен был дать подробный письменный отчёт.

О периодическом законе было сказано следующее: "В этом списке (основных понятий и законов), между прочим, опущен периодический закон. При ограниченном числе обозреваемых элементов нет достаточного материала для вывода и обоснования закона, а так же нет потребности в его применении". Хотя фактический материал был вполне доступным, чтобы учащиеся смогли понять периодический закон, а отрицание его потребности было недооценкой его чисто методической ценности, не говоря уже о громадной значении закона для формирования мировоззрения учащихся.

В "московском" проекте не было даже примерной программы, которая могла бы послужить преподавателю образцом при составлении локальной программы. Дан лишь крайне бессистемный перечень законов, общих понятий из химии элементов и их соединений, сведений по технологии, подлежащих изучению. Это не было каким-то упущением со стороны авторов, а сделано вполне сознательно: они считали, что в школе должно быть "как можно меньше запрещённого и как можно больше свободы, как можно меньше предписанного извне... очевидно, надо прежде всего хорошо образованному преподавателю дать в своей области как можно больше свободы". В действительности же преподаватели, в большинстве случаев неопытные, испытывали большие затруднения в своей работе по составлению программы на основании этого перечня. Поэтому учителя часто становились целиком на позицию "петроградского" проекта, или отклоняли и тот и другой, брали один из распространённых учебников и следовали в своём преподавании плану этих учебников.

Сравнивая "петроградский" и "московский" проекты можно сделать вывод, что первый в большей степени обеспечивал знание основ химической науки. В обоих проектах имелись положительные стороны: они рекомендовали активные методы обучения, широкую постановку наглядности, экскурсии, имелись методические указания, была рекомендована литература. Всё это было очень важно в начальный период становления советской школы.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Парменов К.Я.

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.16
2.56 MB