Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиИстория образования → Петроградский проект
"Петроградский" проект представляет собой несколько видоизменённую местную программу, которой пользовались школы Петрограда и Петроградской губернии до 1920 года. В проекте отмечено, что выявление идеи классификации, начиная с нахождения сходства между отдельными элементами, между группами элементов и кончая всем стройным зданием периодической системы, как нельзя лучше подводит учащихся к пониманию научного метода. Авторы проекта старались придать научным сведениям более или менее стройную систему. Периодическая система даётся после изучения неметаллов как обобщение изученных материалов и никоим образом не в начале курса, как догматическая схема.


Проект предусматривал затем такое построение преподавания химии, "чтобы учащийся получал в школе ряд трудовых навыков, умение пользоваться своими знаниями". С этой целью были введены, помимо классных демонстраций, самостоятельные работы учащихся. Здесь же впервые было проведено различие между понятиями "лабораторные уроки" и "практические занятия". Первые сопровождались небольшими самостоятельными опытами учащихся в ходе самого урока и велись при неослабном руководстве учителя. Под вторым подразумевалось вполне самостоятельное выполнение учащимися более или менее длительных работ по заданиям и с последующими письменными ответами о выполненных работах.

Курс химии в "петроградском" проекте неразрывно связывался с вопросами техники, обыденной жизни и природы. Но авторы рекомендовали учителям не увлекаться при разборе вопросов химического производства различными технологическими подробностями, советуя обращать больше внимания на усвоение самой сущности химического процесса.

Химической символике в курсе химии уделялась следующая роль: "Учащиеся должны научиться свободно пользоваться химическими формулами и равенствами. Последние должны сделаться для них средством изображения химических явлений, а не материалом для запоминания". Должное место отводиться также умению производить расчёты по химическим формулам и равенствам.

Приведённый в проекте пример "Методической разработки" в сущности представляет собой прообраз будущей систематической программы 1932 года

Во введении к "петроградскому" проекту программы чрезвычайно ярко выражено прежде всего значение активной работы учащихся и эксперимента как метода изучения химии в школе. По мнению разработчиков проекта непременным условием прохождения курса химии является широко поставленный эксперимент как в виде самостоятельных работ, так и в виде классных опытов и демонстраций, проводимых учителем. Всё преподавание должно строиться так, чтобы "ряд простых и понятных опытов, производимых на лабораторных уроках и на практических занятиях, своей логической последовательностью привёл учащихся к определённому и безусловному выводу".

Требование положить в основу преподавания химии эксперимент имело прогрессивное значение, звало на борьбу со школьной рутиной и чисто словесной школой.

Характерным для примерной программы было отсутствие в ней не только темы, но даже и понятия "атом" и "молекула" и ясно сформулированного пункта об изучении атомно-молекулярной теории, так как не было полного признания этой теории. Как говорилось в проекте, "атомическое представление рассматривается довольно поздно и притом лишь как весьма вероятная гипотеза, дающая наглядное выражение эмпирически установленным фактам".
Таким образом, хотя в "петроградском" проекте и имелись серьёзные методологические ошибки, но всё же общая сравнительная оценка его должна быть положительной.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Парменов К.Я.

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.35
2.16 MB