Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиИстория образования → Развитие химии как предмета в советской средней школе
В дореволюционной системе образования существовал ряд нерешённых вопросов:

  • всеобщность образования;
  • последовательная соподчинённость различных его уровней для использования образования как механизма социальной мобильности;
  • усиление прагматической направленности среднего и высшего образования.


Революционное движение 1917 года, которое привело к смене политического режима, социальному переструктурированию общества и выдвижения новых ценностных ориентиров, привело к решению назревших проблем. Новая власть в 20-е годы ХХ века заложила принципы, структурные основания, по которым впоследствии развивалась, действовала советская система образования вплоть до 1990 годов:

  • всеобщее, обязательное образование (к середине 30-х годов подавляющая часть населения взрослого и детского школьного возрастов овладела основами грамоты);

  • бесплатное образование; государство принимает на себя все материальные расходы на образование. Более того, оказывается государственная поддержка учащимся из малообеспеченных семей в виде пособий и стипендий;

  • равенство всех граждан в праве на образование; отменяются все сословные цензы и привилегии. Для детей рабочих, крестьян с целью расширения их возможностей продолжать образование на более высоких ступенях устанавливались льготы и открывались рабфаки;

  • принцип единой трудовой школы, согласно которому, во-первых, устанавливалась единая система образования с преемственностью ступеней обучения (каждой ступени соответствовали свои сроки обучения и свой комплекс знаний, который предполагал переход на следующую ступень); а во-вторых, школа ориентировалась на трудовую, профессиональную деятельность. Позднее профессиональная подготовка стала прерогативой системы профессионального образования, а её начальной ступенью стали ремесленные и профессиональные технические училища;

  • политехнизация школы. Это проявлялось в развитии как профессионального образования всех ступеней, так и, что особенно важно, естественного обучения;

  • отделение школы от церкви; упразднялись учебные заведения религиозного направления (кроме специальных для подготовки священнослужителей). В программах обучения были отменены учебные предметы религиозного содержания;

  • введение системы коммунистического воспитания. Школа должна была готовить не только образованных людей, будущих специалистов народного хозяйства, но и граждан, преданных делу партии, строительству коммунистического общества. Система коммунистического воспитания в школе опиралась на развёртывание школьных общественных пионерских и комсомольских организаций, развитие общественной самодеятельности и активности учащихся;

  • создание системы дошкольных воспитательно-образовательных заведений: детских садов и ясель;

  • открытие физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительных учебных заведений, в основе своей также содержавшихся на средства государства: действовали спортивные общества и спортивные секции; разветвлённая сеть кружковой работы с детьми и взрослыми была организована в дворцах и домах культуры; создано большое количество музыкальных, художественных, театральных учебных заведений; действовали общественные университеты знаний.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Парменов К.Я.

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.19
2.56 MB