Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьи → История образования

Пореформенное образование в современной России - 2

После того как закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации, они стали достаточно активно развиваться. Важно подчеркнуть, что в отличие от промышленности, строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник не путем приватизации государственных школ и вузов, а благодаря созданию новых - дополнивших, а не заместивших государственные.


В течение 1997-1999 гг. проекты концепций реформирования системы образования, которые готовили правительственные комиссии, сменяли один другой, не доходя до утверждения.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: - Открыть статью (0)

Пореформенное образование в современной России

В сфере образования реформы стартовали задолго до 1992 г. Начало им положил в декабре 1989 г. Всесоюзный съезд работников народного образования, где были определены основные принципы реформирования образования. Это демократизация, многовариантность и многоукладность образования, открытость инновациям, регионализация образовательных систем, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер, деятельностный характер образования.


Эти принципы, сформулированные "изнутри" системы образования, нацеливали на изменения задач и методов обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы. Для их реализации необходимо было расширить права, экономические возможности и хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений и соответственно сузить права и возможности всех уровней управленческой надстройки над ними.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: - Открыть статью (0)

Некоторые замечания к систематическому курсу

Среднее образование в России достигло своего наивысшего качества, по мнению Л.Д.Кудрявцева, к 1940 году: "Представляется, что в период с конца тридцатых до конца пятидесятых годов прошлого столетия среднее образование в нашей стране в отношении своей естественнонаучной и математической части достигло своего наивысшего уровня, на который следует ориентироваться и в настоящее время". Но после указанного периода, как считает Л.Д.Кудрявцев, качество среднего образования начало постепенно снижаться. Он выделяет следующие причины: "В этот же период начался еще один отрицательный процесс проникновения наукообразия в изучение школьных предметов: изучение основополагающих фундаментальных фактов стало дополняться большим количеством специальных частных сведений. Загромождение мелкими специальными деталями не только не помогает усвоить основной материал, но часто отвлекает внимание школьника от главного и существенного, чем затрудняет его усвоение. К сожалению, подобная тенденция стала проявляться во многих школьных предметах, например, в химии и биологии. Изучение предмета должно быть основательным, фундаментальным, но включать лишь принципиальные основные вопросы, необходимые для его целостного восприятия и развития нужной культуры мышления".


В целом систематический курс химии в средней школе можно охарактеризовать с положительной стороны. Он нашёл своё место в отечественной школе с 30-х годов плоть до конца прошлого века.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Парменов К.Я. Открыть статью (0)

Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2)

Кроме некоторых разногласий относительно места атомно-молекулярной теории было ещё и другое течение, которое сводилось к предложению включить в первые же темы ещё и вопросы строения атома в развёрнутой форме. Л.М. Сморгонский писал: "Вполне чётко определились два разных решения этого вопроса. Одно из них заключается в том, что представление о строении атомов вводится чуть ли не с первых шагов обучения химии, и в дальнейшем весь курс строится "на электронной основе". Сторонники противоположного решения, наоборот, считают, что современные теории о строении атомов настолько сложны и требуют для своего усвоения такого багажа знаний, что не может быть и речи об их освещении не только в рамках курса средней школы, но и на первых шагах обучения в высшей школе". Л.М. Сморгонский считал обе эти точки зрения крайними и придерживался среднего: знакомить учащихся со строением атома надо, но несколько позже (в 9-10 классах).


Так же, в курсе химии советской школы отдельные химические элементы изучались по группам периодической системы (щелочный металлы, галогены; сера и сходные с ней элементы; азот, фосфор, мышьяк и сурьма; углерод и кремний). Они рассматриваются не изолированно друг от друга: в процессе изучения элементов какой-либо группы всё время происходит сопоставление их свойств.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Парменов К.Я. Открыть статью (0)

Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании

В августе 1932 года было принято постановление "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" в котором был отмечен ряд существенных недостатков в текущих программах.



В отношении химии указано на необходимость более систематического построения программы, рассчитанной на твёрдое усвоение элементарных химических понятий и отсутствие в программе по химии необходимой увязки её с физикой и математикой. Эти требования были реализованы в 1932 и 1933 годах в первой стабильной программе по химии.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Парменов К.Я. Открыть статью (0)

Положительные стороны комплексных программ

  • Учащиеся при лабораторной организации занятий приучались систематически работать с разными учебными руководствами, словарями, справочниками и т.п.;

  • у них развивалась самостоятельность в работе;

  • изолированность учебных предметов в школьном преподавании того времени наблюдалась меньше;

  • учителя химии поневоле должны были знакомиться с материалом и других учебных предметов не только реального, но и гуманитарного цикла. Всё это расширяло умственный кругозор как учителей так и учеников. Во многих случаях лучше осуществлялась связь учебного материала с жизнью природы и деятельностью человека;

  • меньше было в обучении формализма;

  • учителя вместе с учащимися усиленно изучали трудовую деятельность людей;

  • большое развитие получила экскурсионная работа;

  • лабораторный метод невольно направлял и учителей и администрацию школ на организацию химических кабинетов и увеличение оборудования;

  • сами учащиеся нередко затрачивали много времени и энергии на создание учебных пособий, развивая свои конструктивные возможности.



Таким образом, не всё в школе в этот период было так плохо, как это стремились представить критики метода проектов и комплексной системы. Конечно, при работе по комплексным программам учащиеся не получали прочных и систематических знаний. Это являлось крупнейшим недостатком. Но они получали другое: прежде всего учились самостоятельно работать. Опытные учителя и при комплексном преподавании добивались больших успехов в работе.
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Парменов К.Я. Открыть статью (0)

Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.34
2.71 MB