Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиФилософия (разное) → Поисковая активность как основа новой педагогики
В данной статье вкратце рассматривается возможность использования теории поисковой активности для создания новой педагогики, уничтожающей в зародыше склонность к фашизму.

Дадим определение фашизму на духовном уровне.

Фашизм - это свойство эгоизма получать удовольствие от страданий других.

Дадим определение фашизму на материальном уровне.

Фашизм - это стремление психики удовлетворить комплекс власти.

Нетрудно заметить, что это свойство является одним из двух основных черт человеческого характера. Второй чертой является альтруизм в общепринятом смысле этого слова.
Используя в качестве основы для анализа этих двух свойств теорию поисковой активности проф. Ротенберга, я позволю себе сделать следующие выводы.

Не удивлю никого тем фактом, что люди всегда стремятся к удовлетворению. Какие потребности мы при этом считаем удовлетворяющими нас, зависит от личных свойств психики каждого индивидуума.

В состоянии приученной беспомощности удовлетворение собственными действиями по улучшению/сохранению своего состояния исключается. В системе развитого бюрократизма человек лишь способен пассивно выжидать своей очереди.

В таком состоянии, ощущая неудовлетворённость чем-либо, человек стремится компенсировать её единственно возможным способом - фашизмом. Наиболее часто встречающиеся проявления фашизма в состоянии приученной беспомощности знакомы каждому из нас, и вряд ли кто-то посмеет заявить, что сам этим никогда не занимался. Вот некоторые из них: словесные и физические атаки на окружающих, проявление деспотизма в ввереной сфере, "дедовщина" от начальных классов до армии, ощущение собственного превосходства на определёнными социальными или этническими группами.

Состояние приученной беспомощности является жизненной необходимостью для каждого члена современного общества, - для каждого, кто участвует в системе производственных отношений. Проявление поисковой активности при этом наказуемо и ведёт к потере социального статуса. Государство поддерживает фашизм своей классовостью, "образом врага" и т.п. В связи с этим для большинства людей фашизм на бытовом уровне являет собой единственный способ удовлетворения и, следовательно, предотвращения хронической депрессии.

Если стандартным типом индивидуума современного государства является автоматически выполняющий свою общественную функцию человек, чей духовный мир не выходит за рамки боления за футбольную команду и распития пива, то не стоит удивляться, что массы таких людей будут практиковать фашизм во всех сферах человеческой деятельности - от "гоп-стопа" до погромов, а спорадические проявления их поисковой активности приведут к краже цветных металлов.

Современному государству с западной идеологией крайне выгодны такие массы, потому что ими легко управлять с помощью приученных рефлексов. Развитыми личностями современная демократия управлять не может, потому что сильное сознание, как правило, пересиливает сигналы рефлекторной зоны головного мозга; и даже если мы привяжем развитую личность к креслу и заставим смотреть "Большого брата", то это вовсе не гарантирует, что, после того как мы его отпустим, он пойдёт и будет вести себя так, как нам этого хочется.

Лишь те из нас, кто способен работать творчески, имея свой собственный духовный мир, могут постоянно находиться в состоянии поисковой активности и не практиковать фашизм.

В связи с этим я хотел бы выразить мнение, что теория поисковой активности представляет собой идеальное средство для искоренения фашизма на бытовом уровне. (Если этой проблемой кто-то считает нужным заняться. Т.е. если кто-то вообще считает это проблемой.)

Назревает необходимость реформирования педагогики. Не вызывает сомнений тот факт, что на нынешнем этапе человеческого развития государство не сможет нормально функционировать, если его граждане начнут проявлять поисковую активность в выполнении общественных функций. Исходя из этого, единственным выходом из тупика я считаю виртуализацию поисковой активности в массах. Начало этому уже было положено советскими педагогами, которые построили в СССР широкую сеть клубов, секций, кружков муз. школ и т.п.

Новая педагогика будет требовать от учителя не только полноценной подготовки ученика для общественной жизни, но и для личной: в каждом ребёнке учитель должен будет найти способность к построению своего виртуального мира, в котором он смог бы проявлять поисковую активность. Таким виртуальным миром может быть всё что угодно, от самого обыденного ремесла до вершин научной мысли.

Разумеется, это идёт в разрез с общей тенденцией переноса управления всеми функциями в государственную систему и с прагматическим дроблением. Также встаёт вопрос, кто и как за это будет платить.

Человек в поисковой активности несравненно более здоров, чем в состоянии приученной беспомощности. Что непосредственно скажется на производительности труда и общей эффективности систем управления. Например, страны ЕС тратят огромные средства на медицинское обслуживание и различные курсы осваивания новых технологий взаимодействия с системой. В состоянии поисковой активности человек не нуждается в подобных курсах, и это позволит сэкономить значительные средства при внедрении новых технологий.

Страх общества перед педагогикой поисковой активности является типичным страхом перед любым видом инновации. Это более чем оправдано: пока что все инновации по меньшей мере в половине случаев оказываются вредны. Но в случае с поисковой активностью у человечества нет другого выбора: ещё Юнг предсказал, что западный образ жизни ведёт в шизофрению. И хотя в США уже десятилетия действует система психиатрического лечения масс, которая "замораживает" переход от невроза к шизофрении, в последнее время она даёт такие сбои, что до эпидемии массового безумия среди населения США, Германии, Японии - а позже и других стран Запада - остаются считанные годы. Вернее, эта эпидемия уже началась, но её распространение пытаются сдержать угрозой личной безопасности, как то: террористические акты, военные действия и т.п.

В любом случае, подобные меры не лечат болезнь, а лишь тормозят её развитие.

Создание педагогики активного поиска уничтожит корень проблемы: каждый индивидуум получит эффективное средство для сохранения своего физического и душевного здоровья. При этом будет уничтожено основное противоречие во всех странах, вставших на путь индустриального развития. Это противоречие - общественный прогресс за счёт дегенерации личности. А противоречит это самой природе человека, который, уже давно развившись как высший примат, далее может развиваться только духовно.

Человечество бежит впереди колеса эволюции, которое безжалостно давит народы, рушит цивилизации, остановившиеся в развитии. Однако при этом отказываться от технических достижений и откатываться в Средневековье не выход. Это, конечно, уничтожит дисбаланс между технологическим развитием среды обитания и уровнем духовного развития человечества, но достичь гармонии можно не только вернувшись назад в технологическом развитии: гораздо выгоднее подтянуть "за уши" духовное развитие человечества. И, на мой взгляд, теория поисковой активности проф. Ротенберга представляет собой идеальную основу для создания новой педагогики, которая за пару десятилетий (а может и меньше) позволит человечеству ликвидировать отставание в духовном развитии от технологического.

P.S. В данной статье я умышленно не касался причин, по которым западный образ жизни ведёт к шизофрении. Это не такая уже простая тема, и одними лишь "достижениями" современной науки их не объяснить. Хочу лишь заметить, что сам механизм эволюции интегрирован в нервную систему человека. Развитие, таким образом, заложено в мозге с рождения, и нет никакого способа этот механизм обхитрить; можно лишь оттянуть "плату по счетам". Странам Запада удалось выиграть время; однако в пределах всего временного отрезка развития человечества это такой незначительный выигрыш, что все их усилия могут вызвать лишь усмешку.

В связи с этим хочется задать пару вопросов всем, кто так или иначе задействован в проектировании будущего. Представьте себе, что вам положено следить за развитием своего ребёнка. Что вы предпочтёте, чтобы ваш ребёнок объелся и навечно лёг на диван или же продолжал расти полуголодным? Допустим, он всё-таки добрался до холодильника в ваше отсутствие, обожрался и растянулся на диване. Что вы тогда предпримете? Вот именно... :-)
Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Виталий Жан

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.25
2.77 MB