Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиШкола «свободного мира» → Демократия без кавычек
Во всех патриотических изданиях слово «демократия» пишут в кавычках. В кавычках, на мой взгляд, многозначительных. Они означают примерно следующее: «С нашими мерзавцами-«демократами» всё понятно, но ведь есть на свете и настоящая (без кавычек) демократия! Есть же страны, где демократические институты развиты и отшлифованы веками!» Или другой, более продвинутый вариант прочтения: «При помощи кавычек мы показываем, что браним наших правящих воров, а не Демократию вообще. Когда в России закончатся тёмные времена, надо будет создать настоящее народоправие (созвать Учредительное Собрание, например).» «Демократия» при смерти – да здравствует Демократия! При этом ту - «грядущую» демократию величают «истинной демократией», очевидно, чтобы отличать её... от любых ныне наличествующих в мире форм парламентаризма.
При этом никто из тоскующих по народоправию не разъясняет: где гарантии, что вожделенная Истинная Демократия со временем не выродится в "плутократию", в парламентскую болтовню, прикрывающую реальные цели правящих групп, в марионеток-"народноизбранных" и т.п. Ну не станет же кто-либо серьёзно утверждать, что важные решения в США принимает малограмотный болтун Буш, у которого, как считает большое количество людей в Сев. Америке, IQ хватит максимум на то, чтобы средним супермаркетом управлять. Ах, у нас в России будет твёрдая опора на национальные ценности?! А ведь всё то, что нынче составляет аморфный, космополитичный и глобализирующийся "Запад", в своё время начинало именно с национальных демократий, с хороших избирательных законов, с "Мы - народ Соединённых Штатов", и т.д. Вспомним историю ЛЮБОЙ европейской страны.
Одна из расставляемых ловушек такова: альтернативой демократии объявляют диктатуру (желательно, с эпитетом «кровавая»). («Как, разве ты за диктатуру!!») Видать, ничего не попишешь, придётся быть «за демократию»... Демократия, конечно, вещь замечательная. Только есть у неё один маленький недостаток: в природе эта птица что-то уже давненько не встречается. Давайте-ка навскидку, да по школьным учебникам - где в последний раз было отмечено это самое вожделенное "народоправие"? Афинская республика (пока её не сокрушила "авторитарная" Спарта)? Ранний Рим (пока держава не разрослась настолько, что патриархальная сходка земледельцев уже не могла ею управлять)? Новгород (пока не стал погибать от собственных раздоров)?
А вот про то, как работает современная западная демократия, стоит поговорить подробнее. Я в настоящий момент живу на Западе, в Канаде, знаю этот мир, смею думать, неплохо, и потому хотел бы рассказать о здешнем опыте. Знаю по многим своим знакомым, что в «преимуществах демократической жизни на Западе» их не мог разубедить ни один философский трактат, но все фантазии рассыпались вдребезги после полугода жизни «за бугром». Тут ведь детали важнее умозрительных построений! Запад любит называть себя «свободным миром». И в России так верили и верят в его свободу! В былые времена, вырвавшись в короткую командировку «туда», человек возвращался с выпученными глазами: надо же, там молодые люди могут ходить по улице с зелёно-малиновыми волосами, и никакие «народные дружинники» им не страшны! Там на предприятиях нет парторгов! «В Лондоне собаки гуляют где хотят», говорил персонаж «Бриллиантовой Руки». Когда на Запад приезжаешь не туристом, а поселяешься там, то скоро видишь, что наши с ними «свободы и несвободы» просто очень не совпадали по фазам: у них можно то, чего нельзя было у нас, но и наоборот! Кто свободнее? – вопрос неудачный, ясно, что все мы несвободны пока живы. «Нет, ну а всё-таки, кто свободнее?» Что ж, измерение количества личной свободы – дело настолько затейливое, что сразу же располагает к упрощениям. Про себя лично могу сказать, что мне свободнее жилось в СССР, многие естественные человеческие чувства и движения не приходилось скрывать и прятать. Хотя, вообще-то, ИДЕАЛЬНЫЙ тоталитаризм должен уметь обходиться без «чёрного воронка» по ночам и без НКВД. Допустим, лектор в американском университете скажет студентам что-нибудь крамольное: нет, не призовёт взорвать ещё пару-тройку небоскрёбов, а, например: «Стремление наших женщин сделать карьеру, передав своих детей на руки «бебиситтерам», не бесспорно, и может привести Америку к тяжёлым последствиям». Что ж, сказал и сказал, в «1-й отдел» его для «беседы» никто не вызовет. Но в конце семестра, очевидно, скажут: «Дорогой доктор Х., мы весьма благодарны Вам за сотрудничество! К сожалению, слишком мало студентов заинтересовано в Ваших лекциях, поэтому у нас нет возможности предложить Вам читать курс в следующем семестре. Желаем удачи!» Бедняга начнёт искать работу, разошлёт письма в другие университеты, те, естественно, свяжутся с его прежними работодателями. Через некоторое время он получит несколько аккуратных конвертов: «Дорогой доктор Х., мы благодарим Вас за интерес к нашему университету. К сожалению, у нас сейчас нет и не предвидится новых вакансий, но мы сохраним Ваше заявление на будущее. Желаем удачи!» Скоро он заметит, что его друзья-приятели, с которыми он пил кока-колу в обеденный перерыв, все куда-то подевались, вокруг него – вакуум...
Наверное, у кого-нибудь по прочтении моих записок возникнет вопрос – зачем и кому нужны там все эти феминизмы-мультикультурализмы? Полагаю, для того, чтобы успешно управлять населением, необходимо выбить из под ног у человека всякую почву – от национальной принадлежности, до половой и семейной роли. Тогда государство, с его послушными СМИ и другими «приводными ремнями», легко заполнит образовавшуюся пустоту. Отныне именно государство – и только оно, сможет объединять плавающих в невесомости людей. Тут всё время говорят: «Чем больше разнообразия, чем пестрее общество, тем прочнее демократия», да и в России многие в это верят. Что ж, тогда самую совершенную демократию надо было строить сразу же после падения Вавилонской Башни! (Очевидно, в те дремучие времена не хватало телевидения и газет, оттого несознательные люди вскоре снова объединились по национальным признакам, и блестящий шанс был упущен.)
Есть такой способ выращивания сельскохозяйственных растений – гидропоника. Это когда растения растут не в поле, а на стеллажах под искусственным освещением, а корни их опущены в специальный раствор, куда добавляют все необходимые вещества. Преимущества очевидны: нет зависимости от погоды, световой день регулируется, почва не истощается ввиду её отсутствия.
Да и граждан выращивать таким способом тоже ведь неплохо! Надо только поскорее вместо почвы (вы когда-нибудь слыхали, сколько презрения вкладывает наш либерал-западник в словечко «почвенник»?) залить жидкость, смешанную по особым рецептам. И телевизоры включить поярче. Ну и чтобы Главный Агроном не дремал...
***


Бросается в глаза противоположность «демократии» и «либерализма» в этом мире: так прoцентов 90 жителей Канады на дух не приемлют ежегодных парадов гомосексуалистов в Торонто, но парады процветают и ширятся. А в газетах всё время ведутся жаркие споры против «гомофобов» (т.е., тех, кто «голубых» не любит – да как он смеет!). Хоть бы одному «гомофобу» где-нибудь в виде исключения дали слово! Но враг, как и обычно, оказывается хорошо законспирирован и невидим. Только либералистская бдительность помогает отстаивать Свободу.
На автобусных остановках Торонто развешаны плакаты, призывающие подростков воздерживаться от ранего начала половой жизни. При этом учителя старших классов обязаны время от времени перед началом уроков рекрутировать добровольцев для участия в «программах борьбы с гомофобией – приглашаются геи, лесбиянки и просто «сочувствующие»». Ну и что же это, как не агитация за «наоборот»?! Похоже, что близость с партнёром противоположного пола станет скоро в Канаде своего рода диссидентством...


Когда жил в Торонто, подрабатывал уроками в частной школе. Там, кроме обычных предметов, были музыкальные классы, где занимались с совсем маленькими детьми. Как-то на таком уроке шестилетняя девочка очень расплакалась, а преподаватель (коренной, кстати, канадец) стал её утешать, как своего ребёнка: усадил на колени и гладил по голове, пока она не успокоилась. Был большой скандал, на учителя этого грозились подать в суд: нынче любые подобные действия однозначно зовутся «сексуальными домогательствами».
В этой связи я вспомнил отзыв Бродского об американской поэзии: восхищаясь ею, он писал, что это есть поэзия абсолютного бытийного одиночества. Так держать, господа хорошие – запрещайте людям утешать плачущих чужих детей, и лет через 100-200 это самое «абсолютное одиночество» восстанет во всём своём великолепии!

Сидя в долгой очереди к врачу листаю подшивку «Журнала для Родителей». Пробегаю глазами статью за статьёй и всё это складывается в один монолог о том, как нужно правильно воспитывать детей. По словам многочисленных экспертов, для здорового и гармоничного развития ребёнку очень полезно безудержно хвастаться, манстурбировать, врать, ломать вещи, говорить непристойности.... Экспертам, конечно, виднее. Ох и хотелось бы мне повстречать того, кто был выращен в строгом соответствии со всеми рекоммендациями и стал-таки Свободной Личностью – то-то хороший человек, должно быть!
Я работаю учителем, и вот прошлой осенью пытался организовать выход с канадскими детьми (16-18 лет) в лес с ночёвкой. Сразу же столкнулся с тем, что тут есть огромное количество правил для нас довольно странных. Так, например, если идут девочки, то обязательно должна быть «женщина-супервайзер». А уж если я допущу, чтобы мальчики и девочки ночевали в одной палатке, то, как мне сразу объяснили, потеряю учительскую лицензию. У нас тут есть в школе брат и сестра, очень славные ребята из Йордании, сохранившие свою арабскую культуру. Вот они собрались взять двухместную палатку и ночевать отдельно. Но директор мне сказал, что, т.к. они, всё же, разного пола, то могут спать в одной палатке только с письменного разрешения родителей. Я ответил, что пусть он сам это им и скажет, т.к. по нашим понятиям, заявить брату с сестрой, что им нельзя делить одну палатку (комнату) по причинам сексуальной неблагонадёжности – страшное оскорбление.
Замечательно, что подобные проблемы немыслимы в «туземных» культурах: там и без всяких правил понятно, что можно, а чего нельзя. Демократия – это когда все «архаичные» регуляторы поведения упразднены, и теперь чиновники должны выдумать новые. На мой взгляд, мир, где брат и сестра не могут вместе быть в палатке без «письменного разрешения», обречён! Я шутил, что оборудую свои палатки видеокамерами наблюдения...
Смех смехом, но ведь чем больше «демократии и либерализма», тем больше видеокамер требуется – когда сломана традиция и нет национальной морали, уповать приходится только на полицейские меры. Демократия отрицает самое себя и, на мой взгляд, неминуемо ведёт к тоталитаризму. Не самым коротким, но зато самым надёжным путём. Очевидно, что мне возразят: «Сев. Америка – это мир иммигрантов, и глубоко укоренённой национальной культуры там искать не приходится. Не следует её путать с демократией по-европейски.» Верно, конечно, но я всё чаще вижу ту же тенденцию и в европейских странах. Попав в любой европейский город, вы едва ли поймёте в какой стране находитесь (если только Эйфелева башня или «Биг Бен» в кадр не попадёт): всё та же пёстрая толпа, подростки, кладущие ноги на сидения в автобусах, плакаты, где белый в обнимку с негром рекламируют Кока-Колу и одинаково грозные предостережения (что в лондонском метро, что в амстердамском кинотеатре) о том, что мы-де «сообщество людей разных рас», и солоно придётся тому, кто с этим поспорит. В последнее охотно верю... Недавно был проездом в Лондоне, в газетах полно сообщений о бандах чёрных подростков, терроризирующих английские школы, вперемежку с призывами понять, прочувствовать всё своеобразие их (африканской или пакистанской) культуры. Англичан с таким же упорством приучают к мысли, что они у себя дома в Англии не хозяева, как и потомков канадских переселенцев. И как русских...

В нашей школе есть 13-летняя девочка-сирота, находящаяся под опекой вполне чужих ей людей. Вот я и решил как-то пригласить её присоединиться в выходной день к нашему семейному выезду в лес. Все коллеги посмотрели с изумлением на «русского идиота». А потом стали мне объяснять: «А если она потом на тебя ЗАЯВИТ?! Из лучших побуждений ты ставишь себя в совершенно беззащитное положение!» ... И кто же, интересно, решил, что свобода рассказывать анекдоты про Брежнева превыше свободы взять с собой на прогулку чужого ребёнка? Да и то ведь неверно: анекдоты мы травили при «советском режиме» всласть, а тут запрет вполне абсолютный.

В североамериканских университетах сейчас в большой моде методы коллективного обучения, придуманные в 20-е годы в Советской России. Когда получал учительскую лицензию, на занятиях дали тему для обсуждения: «Вы – директор школы, Вам сообщают, что вооружённый ножом ученик угрожает окружающим и уже порезал несколько человек. Ваши действия?» Народ вокруг говорил, что надо скорее звонить в полицию, и т.д. Я сказал, что на месте директора попросил бы работающих в школе мужчин запереть хулигана в пустом классе до приезда полиции, или нож отобрать. «А это – СЕКСИЗМ», - возмутились девушки из моей группы. («Сексизм» - то же, что и расизм, только когда дискриминация не по расовому, а по половому признаку.) «Почему именно мужчин?!» И в самом деле, ну как тут оправдаться? Будущих учителей наставляют, что очень, мол, неправильно поручать мальчикам отнести тяжёлую стопку книг, а девочкам – прибирать класс. «НАДО ВСЁ СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ!»

В Торонто на каникулах решил подработать на местном заводике, занимающемся гальванизацией деталей и охотно принимающем на работу иммигрантов. Одном из тех, где у приходящего не спрашивают никаких документов, а только записывают имя с его собственных слов (для ухода от налогов и от полиции). В ту пору я считал, что будущий учитель обязан знать все слои общества, в котором работает... Такие «производства» я никогда не встречал в СССР, только читал про них у Гиляровского. Даже у меня – бывшего студента-химика, перехватило дыхание, едва я вошёл в цех, где по всему полу разлита кислота. К концу 11-часовой смены волосы становятся такими хрупкими, что ломаются, когда надеваешь шапку. Можно, конечно и проветрить цех, открыв большое окно. Но тогда все очень скоро замерзают - на улице мороз. Так весь день и играем с окном – то открываем, то закрываем. Каждый раз для этого надо дойти до оконной ручки по краю огромного чана с кислотой в ботах 47-го размера (меньших не дают). Если соскользьнёшь вниз – твои проблемы. В «кубрике», где едят рабочие, жуткая грязь, бегают крысы. Но замечательно то, что люди, работающие в этом аду, очень любят по любому пустяку доносить друг на друга менеджеру. И очень боятся, что на них самих кто-нибудь «настучит»!
На ближайшем учебном семинаре в университете, когда нам задали в очередной раз обсудить «включение идей феминизма в работу учителя», я рассказал про свой новый опыт и спросил, отчего бы нам не обсудить, хоть раз, противоречия социальные, вместо противоречий половых? Мне разъяснили, что социальные противоречия естествены, а потому не заслуживают обсуждения. «У всех у нас предки, приехавшие в страну, начинали таким вот образом.» Более того, неравенство социальное – продуктивно, в то время, как любое неравенство мужчин и женщин несправедливо...

Моя знакомая из Торонто плачется: её дети в школе оказались «национальным меньшинством» и их обижают. Она сама – из «коренных» канадцев, потомков первых переселенцев. Предки её бежали после Варфоломеевской Ночи, проскитавшись по Европе, добрались в XVII веке до Нового Света. Ну а теперь её детей «строят» те, кто пару лет назад иммигрировал из Китая и Филиппин. Публично об этом не поговоришь (ты что – расистка, что ли?! Может быть, тебе и «культурное разнообразие» не нравится!!), вот она и решила, что русский будет самым подходящим на роль «жилетки». Ох, как я её и впрямь понимаю!

Педагогический практикум в одной из школ Торонто. Проводится мероприятие, которое на русский язык можно перевести как «неделя буйной фантазии». Учительница велит 13-ти летним ученикам на следующий день явиться в школу «переодевшись наоборот»: девочки в мужской одежде, а мальчики в женской. Несколько мальчиков-мусульман просто отказываются всю неделю ходить в школу, некоторые послушно приходят в платьях, остальные просто игнорируют распоряжение и являются в обычной одежде. Тогда учительница приносит целый ящик своих старых юбок и кофточек и переодевает непокорных. Училка - дура? Не спорю, но почему за всю неделю никто из руководства школы не вмешался в этот балаган? Где родители детей? Очевидно, дело в том, что инициатива учительницы – хоть и «перегиб», но перегиб, совпадающий с «партлинией». Когда в том же Торонто один учитель позволил себе посмеяться над коллегой за то, что тот участвовал в ежегодном «параде гомосексуалистской гордости», насмешника лишили права преподавать и пропечатали об этом в городских газетах.

В индейской школе, в резервации – жуткая безграмотность, «дети» лет 19-21 с трудом читают, шевеля губами. Меня всё спрашивали, где находится Россия и есть ли у русских свой язык, «как у денй» (денй – название местной народности), или в России тоже говорят на английском. При этом на стенах висят плакаты, рассказывающие про «холокост». 22-х летняя ученица гордо сказала мне, что одну книгу в своей жизни она уж точно прочла – «Дневник Анны Франк»... Оно конечно, Анна Франк была славной девочкой, и её жалко. Но до чего же странно, когда некто, придирчиво перебрав всю мировую литературу, выбирает оттуда для просвещения индейцев именно «Анну Франк»!
... Мой тогдашний сосед и добрый товарищ, сикх из Пенджаба, рассказывал, как после раздела Индии 15-го августа 1947 года он восьми лет от роду бежал вместе с родителями и всей семьёй из новообразованного Пакистана. Забрать можно было только то, что унесли на себе. И это было ещё счастьем для миллионов, т.к. 500,000 индусов были вырезаны в первые же дни «независимости». Господи, ну почему про это едва ли знает 1 человек из 10, в то время, когда изучение еврейского вопроса обязательно даже для индейцев на дальнем Севере!? Всё же, правильно писал Дж. Оруэлл: «Все граждане равны, но некоторые равнее.»...

Шумная история позапрошлого года – когда двух дочерей Буша арестовали менты за распитие пива до достижения положенного возраста. Ох уж эти шоу для «третьего мира» и своих дураков! Любому разумному и знающему Запад человеку понятно, что дочери Президента, всенародно наказанные за подобный проступок – такая же пропагандистская клоунада, как и советский Генсек, осматривающий пашню и глубокомысленно разминающий колос в натруженных пальцах.

Некая мамаша, якобы, пожаловалась, что в диктанте её ребёнку попалось слово «ружьё» (a gun), а ей как пацифистке это невыносимо обидно. После всевозможных заседаний и рассмотрений министерство образования Онтарио и лично министр принёс ей извинения и велел не допускать впредь этого слова в школьных диктантах, «поскольку «ружьё» - это синоним слова «смерть»». Издержки демократии? Слишком всё это нарочито и глупо, чтобы быть просто отнесенным на счёт «крикливого меньшинства» и «издержек». ... Несколько лет назад мне довелось читать комментарий к ветхозаветной «Книги Эсфири», написанный неким вполне талмудическим раввином. Напомню, что эта глава Библии повествует о том, как очень несимпатичный визирь персидского царя Аман вознамерился извести «б-гоизбранный народ», и как этот самый народ в очередной раз «вывернулся» с немалой для себя выгодой. Так вот, свои козни Аман начал с того, что подговорил царя издать указ о том, что «...да будет всякий муж господином в своём доме». Талмудический комментатор сразу же задаётся вопросом: «А для чего же Аману в свете его планов потребовалось «лоббировать» заведомо невыполнимый и бессмысленный указ?» И тут же сам отвечает на свой вопрос. Его объяснение мне очень запомнилось: «А это для того, чтобы население страны перестало искать в царских указах логику и здравый смысл, но видело в них лишь некую стихию.» Да уж не этому ли служат столь тщательно срежиссированные «демократические процедуры» в странах с «развитой демократией»?

... Однажды в Торонто я наблюдал празднование юбилея крупной больницы: уличное движение было перекрыто, и всех желающих катали с песнями на гигантском, более чем 20-ти местном велосипеде. Это была огромная конструкция, где люди, сидящие в 3 ряда, крутили педали. На отдельном сидении ехал «инструктор», управляющий всей махиной. Тогда я подумал, что вот передо мной аллегория западного мироустройства: всё делается дружно, с улыбками и под музыку; перед каждым установлен персональный руль, но – не надо обольщаться, он наглухо приварен, настоящий же рулевой механизм и тормоза находятся совсем в другом месте. Зато педали у каждого настоящие, и их нужно непрестанно крутить. И вся «демократически движущаяся» машина легко обгоняется одиночкой-гонщиком! Занимайте места, господа!


Опубликовал NoName, Автор/источник: Михаил Шатурин

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Комментарии
Гость
No avatar
08:11:56 13 Октябрь 2013
Круто!!!
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.33
2.23 MB