Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиШкола «свободного мира» → 'Кто Наблюдает за Классом'

При чтении этой статьи русским читателем, на мой взгляд, становится особенно явным контраст между двумя культурами -- нашей и американской. Конечно, люди знакомые с работами С.Г. Кара-Мурзы, справедливо увидят в ней прежде всего шедевр манипуляции общественным сознанием. Однако, при этом стоит помнить и то, что всякий тип культуры вполне определяется тем, как именно возможно манипулировать людьми, к нему принадлежащими. ЧТО нужно им говорить? Какую наживку манипулятор должен насаживать на свой крючок? Так, для успешной манипуляции русским человеком следует внушить ему чувство стыда, заставить раскаяться в каком-либо прегрешении -- реальном или мнимом. Пусть даже и не им самим совершённом, а более или менее далёкими предками: "растоптали пражскую весну", построили ГУЛАГ, делили Польшу, ходили на Новгород с Иваном IV-м... В состоянии стыда, "прозрения" русских легко толкнуть на поступки самоубийственные или братоубийственные (что с точки зрения Истории всегда одно и то же). Так уж мы, видать, устроены, что всякая несправедливость, нами совершённая, вызывает жгучее желание немедленно загладить её несправедливостью ещё большей. Каковая, разумеется, вызовет в будущем новую волну раскаяния -- на радость грядущим манипуляторам... "Всё должно в природе повториться"...

А вот какие стереотипы американского сознанания являются культурно значимыми -- это пусть читатели перевода решают сами. Я позволил себе прерывать текст собственными комментариями (взяты в квадратные скобки). Но хочу отметить, что, несмотря на свою полемическую заострённость, мои примечания вовсе не являются полемикой. Более того, я признаю, что для той аудитории, к которой обращается американский автор, доводы статьи звучат вполне бесспорно, а мои попытки их атаковать ? весьма неубедительно. Поэтому, они не более чем способ выделить для русского читателя самые, по-моему, колоритные места статьи.

КТО НАБЛЮДАЕТ ЗА КЛАССОМ?

Интернет-камеры в школах вызывают беспокойство за неприкосновенность частной жизни.

Грег Топпо, "USA Today", 11 августа 2003

Когда ученики в Билокси, штат Миссури придут сегодняшним утром в классы, чтобы начать учебный год, целая армия цифровых видеокамер будет поминутно фиксировать каждый урок в любом классе.

Сотни видеокамер, подключённых к интернету, будут включены весь год в надежде, что их присутствие будет фактором сдерживания правонарушений со стороны 6300 учащихся местных школ, равно как и учителей. Данная мера помогает честным людям БЫТЬ ЕЩЁ ЧЕСТНЕЕ (выделено мной -- М.Ш.), как говорит глава школьного округа Ларри Дроуди, который наравне с директорами школ и сотрудники служб безопасности может пользоваться паролем для наблюдения за уроками с любого компьютера. При необходимости полиция также может подключаться для наблюдений.

На сегодняшний день Билокси является единственным школьным округом в стране, который установил интернет-камеры в каждом классе, в настоящий момент их около 500. Однако, школьные округа в крупных городах Англии уже давно эксперементируют с интернет-камерами для обеспечения безопасности., устанавливают недорогие камеры в школьных корридорах и отдельных классах и планируют оснастить подобными устройствами новые школы. Одна из компаний сообщила, что ведёт переговоры с одним из округов по поводу установки 15000 камер для того, чтобы сотрудники охраны могли наблюдать за классами, школьными корридорами и стоянками машин.

Практически повсюду в своей повседневной жизни американцы находятся под наблюдением камер: на работе, на автодорогах, на общественных мероприятиях. Должны ли школы составлять исключение? Дроуди и его сторонники считают, что не должны. Он сообщил, что в посёлке Гальф Коаст против нововведения не возражали ни учащиеся, ни их родители.


[Что ж, можно только порадоваться за "честных людей" Америки и Англии, что у них появилось так много шансов стать "ещё честнее". А заодно и отметить прозорливость Оруэлла, который в "1984-м" снабдил каждую комнату своей жуткой фантастической державы "телескрином". Правда, сам Оруэлл, когда в 1948-м писал свой роман, метил всё больше против "большевистской деспотии". Тем радостнее, что самые смелые фантазии художника успешно воплощаются в жизнь у него на Родине. А ещё говорят, что пророков в своём отечестве нет! Очень даже есть!]

Но поборники неприкосновенности частной жизни, отдельные группы учителей и некоторые другие люди обеспокоены тем, что классы будут круглосуточно "под колпаком". Некоторые говорят, что камеры могут быть использованы не по назначению и стать помехой для учителя, в то время как другие опасаются того, что округа, понадеявшиеся на интернет-камеры, утратят бдительность в вопросах школьной безопасности.

Хотя видеозаписи в Биокси и не зарегистрировали пока серьёзных преступлений, Дроуди говорит, что они "избавили от многих неприятностей" и помогли диекторам школ разобраться с мелкими правонарушениями, такими как школьные кражи, которые при отсутствии камер потребовали бы длительных раследований. Он также говорит, что те камеры, которые были устновлены за последние 3 года, могут выступать в роли всевидящего ока, подерживающего учителя при возможных конфликтах.

Однако, Курт Лаварэло, исполнительный директор Национальной Ассоциации Школьных Работников, полагает, что камеры могут наоборот -- снизить уровень безопасности в школах. "Мы утрачиваем непосредственный контакт с глазу-на-глаз, который так остро необходим" - отмечает он. Надежда на камеры "не должна заменять человеческого фактора".

В отличии от традиционных (не подключённых к Сети), интернет-камеры передают изображение практически на любой компьютер. Директор или инспектор по образованию могут просматривать записи из дому или даже из автомобиля. Такие записи проще хранить и каталогизировать.
Интернет-камеры стоят примерно вдвое меньше, чем традиционные, говорит Фредерик Нилсон, из компании "Аксис Коммуникейшенс", шведского предприятия, которое ведёт переговоры с одним из городских округов на поставку 15000 камер, примерно по 150 на школу. Представители образования в Атланте должны голосовать сегодня по поводу установки 2000 камер в школьных корридорах и автопарковках. В одной из школ Миссури за этими частями школьной территории уже наблюдают 27 интернет-камер, дополнительные 45 будут подключены этой осенью.

Интернет-камеры появились также в нескольких школах Министерства Обороны США на военных базах: они позволяют военнослужащим наблюдать за обучением их детей и даже общаться с ними в диалоговом режиме. Учителя Лондона требуют по камере в каждый класс, т.к. это позволит родителям из дому наблюдат за поведением их детей в школе. Рой Балентин из компании по установке и запуску интернет-камер говорит, что многие школьные работники перегружены из-за огромных размеров кампусов. "Вам не удасться быть одновременно во всех местах, но если вам будет помогать ещё и несколько искуственных "глаз", то это сильно улучшит дела" - считает он. "Камеры дешевле, чем содержание дополнительного персонала."

[Замечательно то, в какой плоскости ведётся обсуждение: важны эффекивность и денежные затраты на камеры по сравнению с наблюдателем-человеком. Этическая сторона вопроса игнорируется. И впрямь, не всё ли равно, откуда почерпнута информация: оттого ли, что наблюдатель открыто присутствовал в комнате, либо оттого, что подсматривал в замочную скважину (пусть даже в замочную скважину эпохи высоких технологий - в интернет-камеру)?!]

Сам Рой Балентин был директором той самой школы в Миссисипи, где учащийся Лук Вудман убил двоих и ранил семерых соучеников. Балентин не верит в то, что видеокамеры могли бы предотвратить эту и другие школьные перестрелки, но считает, что камеры, всё же, полезны для безопасности и для "неформального наблюдения" за учителями.

[Полагаю, что кроме своей непосредтвенной задачи -- слежки за гражданами, у повсеместно установленных видеокамер есть и ещё одна, не менее важная функция. Они нужны для раздробленя общеста на "атомы", на отдельных не связанных друг с другом "налогоплательщиков". Уже и сейчас в канадской, например, школе практически отсутствуют какие-либо неформальные связи между учителями и учениками. Понятие "наш бывший учитель" давно потеряло свой изначальный культурный смысл: оно не выделяется из такого ряда как "наш бывший служащий почты" или "бывший кассир нашего супермаркета". То ли ещё будет после того, как все классы оборудуют камерами! Ведь это эффективнейший способ раздробить общность людей -- заставить их жить и общаться перед орвэлловским "телескрином". (Зрители "За Стеклом" наблюдали нечто подобное.) Кстати, в самом романе, который я уже упоминал, это показано очень ясно: неформальные отношения, в которые вступают главные персноажи (становясь любовниками, минуя соответствующие госструктуры), являются их бунтом против государства. Неформальным в таком мире может быть только "наблюдение"...]

Это-то и волнует критиков, которые утверждают, что видеозаписи могут быть использованы для иных целей. А если родители жалуются, что учитель использует уроки для пропаганды контроля за рождаемостью, наркотиков или даже терроризма? "По сути, Ваши уроки теперь задокументированы" - говорит Кларк Кельсо из Университета Сакраменто. "На учебный округ будет оказываться колоссальное давление : "А давайте поглядим, что там!""

Мелинда Андерсон из Национальной Учебной Ассоциации, крупнейшего в США объединения учителей, говорит: "Это новая область, поэтому у нас маловато опыта в этих делах." Она утверждает, что видеокамеры могут соединить теснее школу и семью, но в тех округах, где наблюдение за учителем ограничено подписанным контрактом, правила использования интернет-камер должны это учитывать.

[Вот оно -- то самое "правовое мышление", которым демократы уже давно пытаются спасти наши грешные души! Итак, подглядывать в замочную скважину можно там, где в контракте не оговорено обратное. Вот мы с Вами работаем учителями в двух школах, разделённых улицей, и относящихся к разным округам. За Вами шпионить можно, а за мной нельзя: у меня так в контракте прописано! Ссылки на мораль, которая не может, вроде бы, быть разной по разные стороны улицы, в "правовом государстве" неприличны: мораль есть понятие почти "туземное", и при "правильной" организации общества неизменно уступает дорогу кодифицированному Праву ("приоритет права над моралью"). Т.е. попросту отсутствует: мораль ведь такая штука, что может быть либо на первом месте, либо ни на каком вообще. Так, например, работая в западной школе, я не могу остановить озорничающего ученика, сказав: "Не делай этого, потому, что так поступать стыдно!". Но следуя правилам политкорректности я должен сказать: "Не делай этого, потому, что такое поведение противоречит внутришкольным правилам!" Чувствуете разницу!]

"Использование интернет-камер перенесёт нас в другой мир, где происходящее в классе станет доступно для наблюдения всем и постоянно" - говорит она. "Можно спорить с тем, что "просто наблюдение" не мешает преподаванию, но если оно приведёт к большому количеству жалоб на учителей и стиль их работы, способы подачи материала и т.п., то наблюдение может стать помехой".

Дроуди утверждает, что камеры устанавливаются в целях безопасности - "для наблюдения, а не для подглядывания". Но он допускает, что результаты съёмки могут быть использованы для аттестации учителей. "Это возможно, если в вашей школе не очень щепетильная администрация. С другой стороны, если мы поступаем как надлежит профессионалам, нам не следует делать что-либо такое, что мы побоялись бы делать перед камерой."

По словам одного из членов школьного округа Билокси, матери четверых детей, родители рассматривают такую систему как ещё один способ держать своих чад под присмотром. "Мне никто не отзывался плохо о нововведении" - подчеркнула она. "Как мать я не вижу в наблюдении проблемы, я хочу, чтобы мои дети хорошо себя вели".

Однако, стоит лишь заикнуться про интернет-камеры, как у защитников непркосновенности частной жизни бегут по спине мурашки. "Ведь ты сам не можешь ничего тут выбирать. Это-то и напрягает" - говорит Дан Фармер, представитель организации Основной Безопасности из Калифорнии, который консультировал Конгресс США по вопросам частной жизни и безопасности, связанными с интернетом.

[Замечательно, что все "идеалистические" возражения основаны на этой самой пресловутой privacy ("частной жизни"), за которую на Западе положено так сильно переживать. Мне-то кажется, что не о "частной жизни" тут надо в первую очередь беспокоиться американцам, а о том типе культуры, который они передадут своим детям. В русской, например, культуре принято особо ценить индивидуальность учителя, пусть даже не особую яркость (не у всех ведь она есть), а и просто ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ чудачества и слабости -- так, например, описаны школьные годы в гимназических воспоминаниях Пришвина и Паустовского. В советских фильмах любили показывать те особые доверительные отношения, которые могли сложиться у учителя с каким-либо определённым классом, отношения "групповой конфиденциальности" ("Доживём до Понедельника", "Чужие Письма", "Ключ без Права Передачи"). Страшно даже представить себе "всевидящее око" видеокамер, направленное на их героев! Но ведь и в американской культуре была некогда хотя бы возможность такого вот "сговора" взрослого с детьми. Был же снят хороший фильм "Общство Мёртвых Поэтов" ("Dead Poets Society") про учителя литературы, который сеет надежды и сомнения в души учеников элитарной школы -- и изоняется оттуда после "разоблачения" начальством. Неужто не ясно, что поколение, выросшее под недреманным оком камер, в подобные общества объедняться не станет! Правда, и хлопот начальству не доставит. Да и учитель невозвратно станет "человеко-функцией" (т.е. профессионалом): страстям, чудачествам или прорывающейся боли отныне уже не место в классе.]

Однако, обеспокоены далеко не все. Один из учителей естествознания, который проработал в классе с видеокамерами четыре года, считает, что критикам новой системы следует слегка расслабться. "Я тут нахожусь на службе, я выполняю свою работу" - говорит Скотт Паидж, преподаватель естествознания и фотографии. "Мне вовсе не мешает, если кто-либо смотрит на то, что я выполняю свои служебные обязанности".

[Мне так и хочется в этом пассаже заменить "служебные обязанности" на "супружеские". А что, американские газеты наперебой кричат о "домашнем насилии", им вторят плакаты в подземке больших городов, призывающие не мирться с "абъюзом"! Отчего бы не оборудовать каждую североамериканскую спальню интернет-камерой?! Надо думать, это замечательно "поможет честным людям быть ещё честнее"...]

Паидж, бывший учитель биологии, открыл доступ к видеонаблюдению за своим классом всем желающим. Он говорит, что родители учеников привыки этим пользоваться. "Так можно увидеть, носит ли ребёнок ту же самую одежду, в которой утром ушёл из дому". Паидж также часто наводит камеру на лабораторные демонстрации, чтобы ученики могли просматривать их во время выходных. Учащиеся могут входить в интернет из дома, если болеют, и посылать письма с вопросами. "Всё, что укрепляет связь между семьёй и школой, идёт на пользу детям" - убеждён он. Однако добавляет, что сам он против использоваияя записей как довода при возможных конфликтах с учениками. Он так и сказал: "Уж если дошло до того,что мои слова не перевешивают слова ученика, я лучше себе другую работу подыщу".

Ну а Доуди добавляет, что в настоящий момент рабочие монтируют третью по счёу камеру в спортзал, т.к двух оказалось недостаточно. "Так и кажется, что ничто не ускользает от наблюдения, но всегда где-нибудь оказывается "слепая зона"".

[Конец... Очень бы хотелось, чтобы перевод этой статьи для русского читателя поубавил у некоторых из наших людей пыл предлагать себя политкорректному Мистеру Доуди и его морально безупречным соплеменникам в качестве младших помощников по "борьбе с терроризмом", "построению стабильного мира" и прочем поиске "слепых зон" на белом свете.]


Опубликовал Михаил Шатурин, Автор/источник: Михаил Шатурин

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.15
2.6 MB