Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
Уважаемый бывший президент Соединенных Штатов, его супруга и другие сопровождающие лица!

Приветствую вас и остальных приглашенных и дорогих студентов этой школы медицины.


Я не был уверен в том, что мне следует здесь выступать, в частности, чтобы не подвергать вас риску (Смех) выступления, которое может затянуться несколько дольше предусмотренного; тем не менее, наступила полная тишина, и таким образом я почувствовал себя обязанным (Смех), прошу обратить внимание, занять место на этой трибуне на несколько минут.

Здесь где-то в программе было обозначено: "В заключение, объявляются центральные речи", так обычно говорят в случае публичных актов, открытых трибун и так далее. Я же говорю, что это будут, если я и выступлю, не более чем заключительные слова, поскольку центральное выступление выпало президенту Картеру. Чтобы вам было понятно это обращение, "бывший президент" и "президент", я поясню, что из вежливости в Соединенных Штатах, в кругу близких, того, кто когда-то был президентом, продолжают так называть, хотя он им уже и не является. И мы сегодня обращаемся к нему как к близкому.

Я задумался о том, чтo мы делаем, чтo это на самом деле - школа медицины или нечто другое? Обычно при этом думают о показателях, процентах и так далее. Я тоже подсчитывал, например, сколько врачей было у нас, когда победила Революция. Сегодня в этой школе студентов больше, чем было врачей на Кубе. А два-три года спустя и от тех врачей осталась половина. Также осталось только 40% наших преподавателей медицины.

Достижения, которые я мог бы сегодня представить - я не говорю "выставить", потому что мы ничего не выставляем, представляем, - являются результатом огромных, 43-летних усилий.

Благодаря врачам, которые остались в нашей стране, удалось создать то, чем сегодня мы располагаем, а сегодня у нас на каждого из тех врачей, которых нам оставили, приходится 22 врача, немножко больше 22, а в наших вузах учится в два с половиной раза больше врачей, чем те, что уехали.

Да, это был серьезный вызов: либо остаться без врачей, либо сделать все необходимое, чтобы обеспечить себя необходимым числом врачей.

В числе наших великих чаяний, когда мы думали о будущем, когда мечтали об этом будущем, была мечта о том, чтобы наша страна располагала хорошей системой здравоохранения.

Я не могу забыть, что когда я учился в пятом или шестом классе начальной школы и ездил домой, туда, где я жил в латифундии, я узнавал порой, что умерла третья часть всех детей. Об этом никому не было известно, об этом не писали в газетах. А от чего они умирали? От ацидоза. К этому нужно, разумеется, добавить тех, кто обычно умирал от столбняка и от многих других заболеваний, постигавших наши села.

Мы также мечтали о школах, потому что, наблюдая окружающее, видели, что почти вся молодежь и взрослые были неграмотные. Вспоминаю, что те единицы, кто умел читать и писать, зарабатывали на жизнь тем, что писали письма для тех, кто хотел послать письмо невесте, или возлюбленной, или девушке, которой они хотели объясниться. Но они не диктовали письмо, а просили писаря, чтобы тот составил и его текст, чтобы написал такое письмо, которое, по его мнению, поможет заказчику завоевать сердце девушки. В то время юноши завоевывали сердце девушки (Смех и аплодисменты), не было еще такого равенства (Смех).

Это были два столпа, за которые мы боролись, но фундаментальными были не они, фундаментальным столпом была справедливость, равенство возможностей, подлинное братство людей. А что такое - общество без справедливости? Что такое - общество неграмотных? Что такое - общество, где у горстки есть все, а у остальных ничего? Какую свободу могут породить неравенство и отсутствие культуры? Какую демократию? Какие права человека?

Чувствами нашего народа движут очень глубокие убеждения. Мы твердо убеждены, что многие слова и понятия нужно определить заново, если мы действительно хотим жить в достойном будущем. Будущее не может быть прошлым, и, планируя будущее общество, необходимо пересмотреть многие понятия, возникшие в доисторические времена.

Мы все, или многие из нас знают, что впервые понятие демократии возникло в Греции. В юности нам говорили: "Вот пример демократии: собрание граждан на общественной площади - которая, вероятно, была очень маленькая, - управляет страной". В то время в Афинах, например, было 20 000 свободных граждан. Наверное, их было немножко меньше, потому что если они собирались на площади, а в то время не было даже микрофонов, значит, действительно они помещались на маленькой площадке. Без этих микрофонов меня бы не услышали вон там, в задних рядах собравшейся здесь группы людей. А наряду с 15 или 20 тысячами свободных граждан было 50 или 60 тысяч, которые не имели никаких прав, и около 80 000 рабов.

Глядя на сегодняшний мир и зная, что миллиарды людей живут в невероятной нищете - миллиарды и миллиарды людей, населяющих этот третий мир, - задаешься вопросом: что это за мир, в котором мы живем? Зная, что есть страны, где неграмотные составляют 90% и не имеют школ, и что их число растет из года в год; когда узнаешь, что только от излечимых заболеваний на первом году жизни погибает множество детей, и сравниваешь страны, где детская смертность равняется 5, 6, 7, 8, с теми, где она превышает 150, задаешься вопросом: что это за мир, в котором мы живем?

Мы часто спрашиваем себя: в каком веке, в каком тысячелетии мы сможем сказать, что все люди в этом мире рождаются с действительно равными возможностями в жизни.

Мы приложили большие усилия к тому, чтобы, по крайней мере, на этом острове было это равенство возможностей для всех людей, и все же мы достигли этого еще не полностью. Вы можете себе представить, как это трудно и насколько труднее добиться этого, если приходится начинать в условиях нищеты, в которых пришлось начинать нашей стране и от которой в большей или меньшей степени страдают сегодня более 140 стран. А удовлетворением, вознаграждением за усилия стольких соотечественников - боровшихся, погибавших и отдававших всю свою жизненную энергию справедливой идее, благородной мечте - служит то, что наша страна приближается к обществу, где у всех людей будут одинаковые возможности - и не теоретически, хотя в этом мире о равенстве можно говорить только теоретически. Только теоретически, если учесть, например, что в такой стране как Мозамбик валовой внутренний продукт на душу населения составляет 80 долларов в год, а есть такие, у кого доход составляет 45 000 долларов в год, и я имею в виду различия не только между странами, но и между индивидуумами в каждой стране, а в этом отношении наши латиноамериканские страны - олимпийские чемпионы.

Все мы родом из региона, где существуют наибольшие различия между богатыми и бедными; известно, что во многих регионах 10% наиболее богатого населения владеет более чем 50% богатств и товаров, которые там производятся, а на 10% самых бедных приходится всего лишь 4-5%, или даже меньше, валового внутреннего продукта.

Идешь по улице и видишь множество детей, которые моют машины, чистят обувь или работают за грошовую зарплату, чтобы помочь родителям, или не ходят в школу, потому что школ нет, или не заканчивают даже 5 классов, потому что только 52%, если не ошибаюсь, заканчивают 5 классов, а 6 или 9 - и того меньше. Задаешься вопросом: как же так, о какой справедливости можно говорить, какая судьба уготована одним и какая - другим?

Именно поэтому, хотя многие действительно признают значительные достижения нашей страны в области здравоохранения, образования, спорта, как будто бы это была единственная, или конечная, цель нашей борьбы или нашей жизни, следует сказать: мы ищем нечто значительно более благородное, ищем справедливости для всех.

Можно ли вести речь о справедливости, если не умеешь читать и писать? Можно ли вести речь о свободе без справедливости и равенства? Можно ли вести речь о демократии в стиле Афин, о которой мы говорили? Можно ли вести речь о правах человека, в каком мире мы живем, если страну, которая в современных условиях, преодолевая невероятные трудности, все более ускоренными темпами приближается к этому уровню, этому идеалу справедливости, подлинной свободы, подлинной демократии, подлинных прав человека, осуждают в Женеве как нарушителя этих прав?

Может, не следовало мне на такой встрече, на которой я даже не собрался выступать, поднимать столь деликатный вопрос, но раз уж меня вынудили? Раз уж решаешь выступить, то нужно говорить со смыслом. Добавлю, что, возможно, сегодня это самая сплоченная страна в мире и наиболее политически подготовленная, возможно, сегодня это страна, больше всех исполненная энтузиазма и устремленных в будущее надежд.

Вы знаете, что всего несколько дней назад на Площади Революции собрался миллион жителей Гаваны. Да, спустя всего несколько дней после осуждения, там собрался миллион гаванцев, возмущенных таким колоссальным оскорблением. Самое невероятное то, что осудившие нас не могли продемонстрировать ничего иного, кроме картин преисподней, ведь эти страны - в данном конкретном случае я имею в виду страны Латинской Америки - представляют собой полное отрицание прав, о которых мы говорили. Так что не стоит из-за этого огорчаться. Есть судья, решения которого обжалованию не подлежат, этот судья - история (Аплодисменты).

Вот почему я сказал, что, глядя на вас, я спрашивал себя: действительно ли это школа медицины? И для чего она годилась бы, если бы вы, вернувшись на родину, пошли работать в учреждения, пропитанные, к сожалению, экономизмом, меркантилизмом и эгоизмом, и никто не захотел бы ехать в горы, на возвышенности, в отдаленные села или в бедные районы, чтобы там выполнять благородный врачебный долг. Наше самое горячее желание состоит в том, чтобы это была не просто школа медицины, а школа солидарности, братства и справедливости.

Я убежден, что так оно и будет, что не зря студенты этой и других школ представляют все национальности и все самые бедные слои населения своих стран - 66 национальностей, как нам сказали.

Какое прекрасное зрелище: студенты со всей Латинской Америки и американские студенты учатся здесь вместе. С каким удовольствием и удовлетворением мы слушали выступавшую здесь девушку, или ту, что пела. Сколько надежд на дружбу и братство могли бы зародиться, если все мы объединимся под знаменами идеалов справедливости, идеалов равенства, о которых говорил здесь президент Картер. Какие впечатляющие примеры он привел, когда рассказывал о том, что одна таблетка, одна таблетка, ну, может, две, могут способствовать искоренению страшных болезней; что трагедий, постигающих людей в этом мире, можно было бы избежать путем простых решений, если есть благородное желание. Я сразу же подумал: а сколько стоило все это? И совершенно очевидно, что затраты здесь - минимальные. Я думал о том, что на земле миллиарды людей страдают от этих же проблем или находятся под их угрозой.

Не были упомянуты, всего перечислить невозможно - он сосредоточился на тех случаях, которыми они занимались в области медицины, хотя Фонд или Центр Картера оказывают помощь и в других областях, - например, малярия: десятки миллионов людей заболевают малярией и миллионы из них умирают, или тиф.

Не был упомянут кошмар - слишком прекрасный сегодня день, чтобы говорить о кошмаре, о кошмаре под названием СПИД. Когда речь заходит об Африке, невозможно не вспомнить о 26 или 28 миллионах, зараженных СПИДом, о 13 или 14 миллионах детей-сирот, о миллионах детей, которых вирус поражает еще в чреве матери. Это одна из самых крупных трагедий в истории человечества, которая угрожает уничтожением целых стран и даже целых регионов.

Ко всем этим показателям следует добавить еще миллионы неграмотных, число которых постоянно растет в мире; миллионы безработных, от 60 до 70% латиноамериканских граждан, которые живут неформальным трудом, без страхования, лишенные какой бы то ни было социальной защиты, лишенные каких бы то ни было прав, потому что были ликвидированы не только рабочее движение и профсоюзы, но даже и самые элементарные права трудящихся. Сколько бедствий можно было бы еще к этому добавить!

Президент Картер говорил нам о благородной работе своей жены в области изучения, исследования и борьбы с такими явлениями, как умственная отсталость, и это тоже сложнейший вопрос. Нам это известно, потому что к нам поступают точные данные о тех, кто является инвалидом в силу умственной отсталости; только в столице республики их более 13 000, и каждого из них нужно обследовать, мы уже этим занимаемся, ускоренно готовим специалистов по генетике, оборудуем соответствующие лаборатории, особенно после того, как были получены данные о том, что - изучались случаи не только умственной отсталости, но и все другие случаи инвалидности - общее число инвалидов в столице составляет 48 000. Исходя из того, что больше 80 самых различных заболеваний имеют генетическое происхождение, мы ведем генетическое обследование всех случаев умственной отсталости и некоторых других генетических заболеваний, которые возникают уже после рождения ребенка как следствие, например, гипотиреоза, или в результате полиомиелита, уже к счастью давно ликвидированного в нашей стране и в других странах. Много есть случаев, вызванных генетическими нарушениями, окружающими условиями или несчастными случаями.

Когда говорят об этом, когда узнаешь эти цифры, начинаешь получать представление о том, сколько трагедий переживает человеческое общество, и нередко это страдание переносится в одиночестве, потому что многие из них даже не осознают своего положения. Это еще один повод для удовлетворения, когда мы видим, что наши сегодняшние гости борются, прежде всего, за предотвращение этих болезней и помогают тем, кто ими страдает.

Не хочу, однако, распространяться на эту тему, потому что разговора здесь хватит до рассвета.

Мне остается только объяснить, почему мы принимаем здесь с большим уважением, гостеприимством и удовлетворением президента Джимми Картера, его супругу и остальных членов делегации.

Не думайте, что это многочисленная делегация, гораздо больше - приехавшая с ними делегация репортеров и корреспондентов, что вполне естественно.

Вчера в аэропорту мы говорили о его усилиях по улучшению отношений между Соединенными Штатами и Кубой, в условиях казавшихся непреодолимыми трудностей; из-за этих трудностей, которые я не буду сейчас перечислять, в то время не удалось добиться большего прогресса. Но мы считаем, что это вопрос элементарной исторической справедливости - отметить это, а также отметить его мужество при принятии решения посетить нашу страну.

Он проявил мужество, предприняв попытку улучшить отношения, не думайте, что это было легко. Он проявил мужество, приняв решение посетить Кубу, несмотря на оппозицию, несмотря на то, что подвергал себя риску критики и клеветы.

Программу его визита составили не мы, ее составил он сам, в основном он проявил интерес к области образования, оно занимает практически первое место; он особо заинтересовался этой Латиноамериканской школой медицинских наук, что объясняется работой в области охраны здоровья во многих странах, которую они ведут по мере своих возможностей и о которых он нам рассказал. У них, должно быть, накопился большой опыт по многим из этих проблем.

Это глубоко продуманная работа, я говорю это не для того, чтобы польстить гостям, глубокомыслие президента Картера бросается в глаза, равно как и его еще более глубокая личная и семейная этика. Это было первое, что мы отметили, слушая его выступления, когда он был кандидатом в президенты Соединенных Штатов. К этим двум факторам нужно добавить его историю и его характер, и тогда станет понятен его интерес к этой школе, а также к школе социальных работников, его желание познакомиться со специальными учебными заведениями и данными об усилиях, которые наша страна предпринимает в области здравоохранения, образования, культуры и медицинских исследований.

Когда он говорил о сделанном, то наверняка это было сделано за счет весьма скромных средств, поскольку он экономный человек, путешествует на небольшом самолете с ограниченным числом сопровождающих. Находясь в аэропорту, я готовился увидеть один из этих огромных Боингов, и вдруг вижу, что небольшой двухмоторный самолет пролетает над полосой, разворачивается, приземляется и приближается к нам. Вот почему я сказал ему: "Я думал, что вы прилетите на одном из этих Боингов последней модели". Мне кажется, что это даже было слышно через микрофон - я и не знал, что там такое количество микрофонов. Когда он перечислял программы, о которых я с таким интересом слушал здесь, и вы тоже услышали, и наш народ, я подумал: если нескольких долларов, даже нескольких центов достаточно, чтобы принести такую пользу миру, сколько можно было бы добиться за счет сотен миллиардов, даже можно сказать, триллионов, которые тратятся в мире на производство вооружений, на производство и потребление наркотиков или на производство предметов роскоши - ужасное наследие, которое оставило человечеству, надеюсь, что не навсегда, так называемое потребительское общество.

Мир, о котором он мечтает, борясь с болезнями, мир, о котором мечтаем мы, мир, о котором мечтаете вы, - возможен, да, вполне возможен, если у людей будут знания, культура и сознание, необходимые для того, чтобы жить и поступать, руководствуясь подлинным духом братства, чтобы жить и поступать, руководствуясь подлинным духом справедливости. Я не счел бы сделанное бесполезным и не испытывал бы таких бесконечных страданий, как сейчас, из-за того, что говорил больше, чем сам себе обещал, злоупотребляя терпением наших гостей, если бы эти слова, сказанные вам от всего сердца и с полной ответственностью, можно даже сказать, со страстью, вы иногда будете вспоминать.
Большое спасибо!

(Овация)
Опубликовал Владимир, Автор/источник: http://www.posolstvo-cuba.ru/

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.32
2.21 MB