Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиСтатьи (Владимир) → Выступление на конференции о русской школе
РУССКАЯ ШКОЛА ИЛИ МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ?


Ментальность -- это система взглядов, задач и их решений, неявных установок, ценностных ориентаций, умозаключений, особенностей поведения, которая закрепилась в народном сознании, в культурных стереотипах. Колорит такого объединения всегда национален, этнически определён, составляет феномен народа.

Менталитет -- это то, что отличает одни общности от других. Это и нечто общее, и нечто особенное. Общее сближает народы, позволяет увидеть и понять неповторимость культуры, традиций, предопределяет уважительное отношение к государству и его народу.

Менталитет тесно связан с русской душой и русской идеей. Некоторые исследователи отмечают, что мир русской культуры рухнет, если её традиционная основа будет отделена и поставлена в один ряд с другими культурами.

Школа -- это матрица культуры. Она в высшей степени консервативна, и этим определяется её первостепенная роль в поддержании культуры, а, следовательно, и в развитии нашего общества.

Более десятилетия в наше сознание внедряется понятие, так сказать, «общечеловеческой культуры». Внушается, что раньше мы были малокультурными, и европейская культура, её ценности помогут нашему обществу развиться и выйти на международную арену. На мой взгляд, подобные утверждения в высшей степени несправедливы. Ещё Данилевский боролся с «общечеловеческой культурой», не уставая повторять, что это всего лишь ничем не обоснованное стремление Запада навязать свою культуру народам, стоящим вне её.

Важнейшей задачей вижу необходимость предохранить школу от подобного антикультурного влияния. Предохранить именно потому, что «общей системы народного воспитания не существует не только на практике, но и в теории, -- утверждал Ушинский, -- и германская педагогика -- не более как теория немецкого воспитания».

Соответственно, в Русской школе должно быть воспитание, основанное на русских традициях, опирающееся на русскую ментальность. «Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живёт народ», -- писал Л.Н. Толстой.

С опорой на историю, на традиции русской школы возникла советская школа. Развитая отечественными педагогами система образования впоследствии получила признание во всём мире. Получила статус лучшей системы образования.

После распада Союза появилось множество образовательных концепций, течений. Многие из них активно «впитывали» в себя западноевропейские и североамериканские взгляды, ценности, идеалы, беря их за основу. С течением времени приобретённые «новшества» почему-то начали называться русскими ничего общего с западными не имеющими. К примеру, гуманистической подход. Он возник в Западной Европе в XVIII-XIX вв., и уже тогда Щапов заключил,
что нашему народному мышлению свойственно реальное, а не гуманистическое направление. Так же не свойственна и популярная ныне ориентация на личность. Это не значит, что она не воспитывалась или с ней не считались. Нет, это мировоззренческая черта русского человека, наша ментальность, чуть ли не генетически закрепленное у нас признание «нашего» более важным, чем «моё».

Ориентация на личность, индивидуализм характерны западному обществу, его идеологии в силу различных особенностей развития того общества. Как считал Н. Бердяев, «для России характерно и очень отличает её от Запада, что у нас не было и не будет значительной и влиятельной буржуазной идеологии».

Соавтор ЛОО, С. Кульневич утверждает, «что ЛОО принципиально не может быть порождением или продолжением советской системы образования». Так просто отсеивается значительная часть отечественных наработок, отечественного опыта, отечественной культуры. Напомню, что менталитет -- это культурно-историческое ядро народа. Выходит, что «забывается» часть истории, часть культуры. Тем более, что речь идёт о системе образования, добившейся немалых успехов, обладавшей значительной оригинальностью, самобытностью.

Для меня неприемлема концепция, согласно которой «общество всегда противопоставлено личности, как воплощению Божественного начала». На какие «Божественные начала» можно опираться? И где в христианской религии говорится о том, что созданное Творцом противоречит себе же самому? Разве это по-христиански?

Непонятна необходимость смены мировоззренческой картины русского человека с общественной на личностную, да ещё демонизация общества как такового.

В ЛОО говорится о том, что она направлена на встраивание в культуру, а не на надстраивание над ней. Но возможно ли это, если она противоречит той самой культуре, в которую встраивается? Другой вопрос, что можно будет перестроить саму культуру и встроиться потом в неё. Тем более, что это перестраивание уже давно идёт. И не только, и даже не столько со стороны образования. Думаю, удар по школе будет последним ударом по культуре. Жаль только, что не услышан был Ильин, призывавший и обязывающий «идти своим путём, очищать своё сердце, укреплять своё созерцание, осуществлять свою свободу».

Должны и обязаны, потому «как всякий народ значительной судьбы есть целый космос и потенциально заключает в себе всё»!

Так учил нас А.С. Пушкин.

Процесс всемерного навязывания всем народам западного менталитета и западной культуры как единственного образца «общечеловеческих ценностей» уже давно был назван критически мыслящими западными исследователями «макдональдизацией культуры», ведущей к дезинтеграции многих культур. Так что Россия, как и полтора века назад, снова стоит перед тем же выбором: «Есть ли исторический путь России тот же, что и Западной Европы, т.е. путь общечеловеческого прогресса и общечеловеческой цивилизации, и особенность России лишь в её
отсталости, или у России особый путь и её цивилизация принадлежит к другому пути?» (Н. Бердяев).

13.04.04.
Владимир

Опубликовал Владимир, Автор/источник: Владимир

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.33
2.17 MB