Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиСтатьи (Владимир) → Русский учитель

Недавно с группой единомышленников мы решили создать интернет-ресурс, посвящённый отечественному образованию. Основная цель, это объединение патриотически настроенных учителей (и не только учителей) для выработки общих (единых) путей по спасению нашей школы (в широком смысле). Её спасение мы видим не в пустой и бесполезной критике идущей реформы образования, а в объединении интеллектуальных усилий для координации практической деятельности направленной на её развитие и совершенствование в соответсвии с национальными традициями, наработками.

Мы поставили цель объединить усилия в интеллектуальной и практической сфере направленные на защиту и развитие русской школы...

Коротко современные веяния сформулировала академик РАО Е.В. Бондаревская: "Поворот российского образования к человеку, обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвали повышенный интерес педагогов к концепциям личностно-ориентированного образования".

Попробую изложить своё видение того, в каком направлении необходимо работать, развивать российское образование. Сразу замечу, что ни на какую объективность я не претендую. У каждого человека складывается своё субъективное мнение, своё мировоззрение. Я вижу поворот образования в том, что учителя, особенно молодые, бегут из школ. Что учить сейчас некому. Так же вижу, что у нас уже как на Западе, один учитель вполне может вести несколько совершенно предметов... Просто некому вести. Вижу то, что рождаемость снизилась на столько, что скоро некому будет учиться. Вижу всё большую капитализацию системы образования, её расслоение на обычную и частную (престижную) школу. Вижу деградацию всех ценностей... По понятным причинам я не могу писать о взятничестве, не могу говорить о том, на сколько оно выросло после пресловутого "поворота". Как тут промолчать о том, на сколько выросли либеральные взгляды, где мораль -- это личная выгода, чаще -- прибыль. Конечно мы обернулись к "гуманистическим идеям"... Когда катастрофически возросла детская беспризорность, появились дети, которые НИ РАЗУ не были в школе. Когда всё в таком убогом состоянии... от школьных помещений, до зарплаты родителей и учителей... Когда дети смотрят на вопиющую нищету и дома и в школе... Смотрят, как родители от безысходности спиваются, как жестокость и хамство процветает...

Одна из тенденций, которую я вижу в системе образования, это снижение нагрузки с учебного процесса. Не обязательно прямое. Косвенными путями это делается во многих современных концепциях образования. Плохо, когда под гумманизацией понимают то, о чем говорил Антон Семёнович Макаренко: "Иная школа похожа на любвеобильную машину, воспитательный метод которой определяется формулой: "чтобы дитя было сыто и чтобы дитя не простудилось". Разумеется, не о каком воспитании тут не может идти и речи. Такой подход наблюдается как на Западе, так и у нас. Я считаю, что это отрицательный элемент.

Учёба, это не увеселительное мероприятие. Это сложный и кропотливый труд готовящегося к вступлению в жизнь молодого человека. Сейчас в отечественное образование под различными масками вводится стратегия облегчения учебного процесса. Это введение различных "творческих" уроков, личностных, культурологических и прочих подходов... которые-де вытекают из "общечеловеческих ценностей". Я не говорю, что любой, к примеру, творческий урок есть явление негативное... Так же сюда можно отнести построение урока в виде игры. Игры не сложной, а больше расслабляющей, чтобы она нравилась ученику. Якобы такая игра формирует личность, развивает её. Ничего подобного! Чаще это игра ради игры. Если игра расслабляет, она уже не развивает.

Многие из современных идеологов образования говорят о том, что традиционное (классическое) образование скучно, что оно отворачивает ученика, отбивает стремление учится, т.к. ему не интересно, т.е. нет личностной заинтересованности. Так ли это?

По какой причине какая либо из дисциплин может быть неинтересной? На основании чего может возникнуть презрение к ней? (часто подобное отношение заметно по отношению к химии, философии...) Как мне это видится, только полное непонимание предмета может сделать урок и скучным, и неинтересным. А когда разбираешься, понимаешь, то даже самое скучное становится на удивление привлекательным и даже затягивает... поглощает... Вот тут-то и появляется личная заинтересованность, развитие личности... Осознанное развитие.

Как много сейчас говорят о развитии личности. Сколько концепций создано и создаётся направленный, как утверждают авторы, на её развитие. И тут важным является вопрос, что мы понимаем под личностью.

Развиваем ли мы личностные качества, когда под предлогом их развития снижаем учебную нагрузку, вводим игру ради игры, "ориентируемся" на личность? Мне кажется, что нет.

Что значит, ориентироваться на личность? Как можно ориентироваться на то, чего ещё нет? Ведь её мы и пытаемся воспитать. Человек же не рождается личностью. Ей становятся лишь потом. Она формируется и развивается в обществе. Именно формируется и развивается. Как только этот процесс прекращается, о личности говорить не приходится. Тогда говорят, что "была личность". Как писал Гёте, "Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность". То есть, можно либо развиваться, либо... Что преобладает в человеке -- саморазвитие или, быть может, лень?!

Как-то давно, собираясь на занятия, в передаче "Утро" услышал такую фразу: "Лень -- это защитная реакция организма на лишнюю работу". "Хороший" заряд на весь день, такой вот глоток современной идеологии. Я бы по-другому сформулировал: Лень -- это "сила" (тут -- антисила), действующая на наше развитие и максимально стремящаяся его сократить. К сожалению, она-то и преобладает, особенно у детей. Как учил В.А. Сухомлинский, "человек должен. Весь смысл нашей жизни состоит в том, что все мы должны. <...> Попытайся освободить себя от долженствования -- и ты превратишься в раба своих прихотей. С того, что человек делает не то, что он должен делать, не то, что надо делать, а то, что ему хочется, начинается нравственное опустошение, развращение и падение". Даже будучи достаточно взрослым трудно бывает себя заставить что-то сделать, а что говорить о детях? Необходимо работать над собой, требовать от других... Даже Пушкин отрицал главенствующую роль вдохновения. Говорил о том, что вдохновение, это умение себя заставить сеть писать! Как говорится, "аппетит приходит во время еды".

(Именно поэтому учитель должен быть требовательным! Полностью ориентироваться на учеников -- вот что самое пагубное в нашем деле! -- это и пояснение вычеркнуто...)

В моём понимании развивать личность, это формировать в человеке требовательность к себе; ориентироваться на личность -- требовать от ближнего сверх того, на что он способен. Понизить планку требований -- отступить на шаг назад, а, возможно, и вовсе погубить человека, погубить личность!

Стоит ли говорить о том, что мы воспитываем или берёмся воспитывать личность?

"Идея добра не любит громко кричать о себе, добро как нравственная мерка и нравственное состояние души -- очень скромная и стыдливая вещь" -- писал Сухомлинский.

Именно в советской школе скромно говорили о воспитании человека. Лучшая в мире система образования воспитывала простых людей! Людей с такими качествами, что до них едва могла дотянуться западная личность. Вряд ли это требует доказательств, но всё же... "фашисты удивлялись тому, как много среди пленных русских девушек сохранивших девство, и невольно признавали, что народ, которому свойственна такая нравственная чистота, невозможно победить. Слова Пророка Исаии "С нами Бог" (продолжение мысли: "И поэтому мы непобедимы") относились, таким образом, не к тем, у кого они были написаны по-немецки на пряжках ремней, а к тем, которых на протяжении двух десятилетий воспитывала советская власть". С переходом на систему западных ценностей можно об этом забыть. Почему? "Люди на западе боятся жизни и этого мира, как он есть, бытие непременно должно быть украшено яркими наклейками и озвучено счастливыми воплями (различные игры и т.п. -- Т.В.) ... Меня вообще изумляет это самое западное раздражение и пренебрежение ко всему НАСТОЯЩЕМУ. Как же, ведь всё настоящее всегда несёт в себе оттенок трагизма! Настоящая любовь (а не "хороший секс"), настоящее знание, в коем, как известно, многие печали. Но зачем же трагизм обществу жующих?!" Жующих потому, что западное общество есть общество потребителей. Приведённый фрагмент взят из письма от знакомого, проживающего "за океаном".

Больно смотреть на уклон на западное образование, на их ценности... Больно наблюдать на уничтожение многих наших достижений во всех областях... Вот говорят, что нужно воспитывать личность сохраняя и развивая её индивидуальные особенности (не говорил ли об этом Макаренко? Сухомлинский?), а уничтожаются и стираются особенности огромной страны! Нашей Родины... Втаптывается в грязь наша история... не говоря уже о сокращении часов на её изучение!! Как хорошо написала моя ровесница:

На разрытых могилах
Запустенье и смрад.
Время в гневе застыло
У разбитых оград.

Я смотрю c изумленьем:
Это явь или бред?
Что же ждет поколенье,
Если прошлого - нет?!

Так может мы не будем забывать прошлое, хоронить его? Может, пока ещё не совсем поздно, остановим наплыв чуждой нам культуры с её ценностями? Может вспомним, в какой стране мы живём? А прежде всего не мешает вспомнить предостережение А.С. Макаренко, который почти столетие назад спрашивал: "Не рискуем ли мы подставить эти буржуазные категории вместо наших категорий, когда всю педагогику сводим к так называемому "индивидуальному" подходу?"

-----
Тарасов Владимир
Почтовый адрес: patriotica@mail.ru

Опубликовал Владимир, Автор/источник: www.russkiy-uchitel.ru

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.28
2.58 MB