Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиСтатьи (Основной раздел) → Как лишить молодежь надежд на будущее

Как лишить молодежь надежд на будущее

а все у нас платят" - так считают в Минобразования. Строго по правилам PR-процесса в СМИ раскручивается рекламная акция - "за образование надо много платить". Накануне горячей "вступительной" весны все поступающие в российские вузы уже знают, что без взятки к приемным комиссиям не подступиться, и сумма названа - более 26 млрд рублей за прошлый год по России. Платить нужно, разумеется, и за оценки в сессии, и этот вид образовательной коррупции - "платить за то, чтобы не учиться" - ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов совершенно справедливо считает самым опасным.

Процитированные данные о коррупции в образовании - результат мониторинга, проведенного совместно Министерством образования и Высшей школой экономики. Цифры, скорее всего, верно отражают картину в целом: при нынешних официальных зарплатах в средней и высшей школе трудно ожидать от всех педагогов бескорыстного сеяния "разумного, доброго, вечного". И они могут быть только благодарны авторам подобных публикаций - ведь некоторые до сих пор стесняются принимать подношения от учащихся, а после такой рекламы все будут нести взятки сами.

Следствия аналогичных предыдущих информационных компаний заметны - первокурсники совершенно серьезно спрашивают: "Сколько будет стоить у вас "пятерка"?". Стараюсь так же серьезно им ответить, что моя такса стандартна - ящик пива и торт. Непонятливым приходится пересказывать старый анекдот.

После публикаций о мониторинге коррупции мне в школу звонили родители выпускников - просили посоветовать "самый дешевый" факультет МГУ, поскольку в нашем интернате имени А.Н.Колмогорова в основном учатся дети из российской глубинки, где уровни доходов значительно ниже московских.

А те выпускники школ, чьи родители не могут обеспечить для поступления названную в "Известиях" за 27 февраля "среднюю сумму 500 долларов", уже почти уверены в невозможности получения высшего образования. Молодежь, лишенная надежд, - это страна без будущего, о чем неоднократно предупреждали социологи.

Статью в "Известиях" мы обсудили со студентами-первокурсниками "трудных" факультетов МГУ. Их мнение совершенно не совпадает с данными процитированного мониторинга и позволяет надеяться потенциальным ломоносовым из российской глубинки на свое научное будущее. Только нужно учесть, что нынешней стипендии им не хватит даже на то, чтобы иметь, подобно Михаилу Васильевичу, "на денежку хлеба и на денежку кваса" в день. И эту проблему - как прожить студенту в Москве на средства не самых бедных родителей из провинции - не решить рекламируемой "равнодоступностью" высшего образования через ЕГЭ.

Можно считать приведенный ниже текст частным случаем, исключением, которое подтверждает коррупционные правила. Но в моем окружении подобные студенты составляют подавляющее большинство.

МГУ (и не только) поступают без взяток" - так считают студенты. Всем, кто заканчивал школу и после этого собирался поступать в какой-либо вуз, была близка проблема поступления туда, куда "душа лежала". Но в современной России на данный момент остро стоит проблема взяточничества в высших учебных заведениях, причем самые большие взятки даются на вступительных экзаменах родителями, которые готовы заплатить, сколько скажут, ради того, чтобы пристроить свое чадо и дать ему высшее образование, без которого в современном обществе приличную работу человек не получит. Вот и начинается гонка в июле каждого года...

 

Я живу в студенческом общежитии МГУ, учусь на механико-математическом факультете, сама из небольшого провинциального города и хорошо знакома с ситуацией в наших местных вузах на вступительных экзаменах, куда поступить за взятку (в каждом вузе она обладает особыми размерами) абсолютно реально. Я уверена, что такая ситуация - практически в каждом городе. Из-за этого у людей создается примерно такое впечатление: "вот если у нас за поступление надо столько платить, то в московских вузах тем более..." Ну а если говорить о каком-нибудь таком МГУ... То факт поступления туда своим умом кажется вообще нереальным для, так сказать, человека с улицы. Особенно ситуация усугубляется некомпетентными статьями различных изданий.

 

На мехмат я поступила по майской олимпиаде (фактически это предварительные экзамены) без особых проблем. Вместе со мной поступило на различные факультеты много моих друзей по школе (СУНЦ МГУ - школа при Университете). Причем на вступительных экзаменах (именно этих олимпиадах) не было никаких заранее заготовленных "завальных вариантов", на устном экзамене оценки ставились объективно, и задачи были для всех одинаковой сложности (я знаю об этом точно, потому что мы много обсуждали эти олимпиады между собой: как задачи, так и само проведение олимпиад и объективность оценки наших знаний). Такая ситуация была на факультетах МГУ: мехмат, ВМиК, физфак, химфак, биофак, геологический, почвоведения. Про остальные факультеты судить не берусь, т.к. из СУНЦ люди идут в основном на естественнонаучные факультеты МГУ, а не на гуманитарные, поэтому и опыта поступления туда накоплено больше. Так вот, лично я не знакома ни с кем, кто поступил за взятку, даже нет предположений насчет того, кто бы мог так поступить. Конечно, есть особая категория на каждом факультете МГУ, так называемые "платники" (оплачивающие свое обучение), но ее составляют исключительно люди, недобравшие несколько баллов на вступительных экзаменах.

 

Конечно, мне могут не поверить, ведь СУНЦ - это то, что называется "свои", значит, возьмут без проблем. Но все ученики этой школы поступают на общих основаниях (за исключением нескольких человек, которым за особые заслуги дается право поступления в МГУ без экзаменов), тем более что и в СУНЦ тоже существует не менее серьезный вступительный экзамен, который сдают в 9-м или 10-м классе, и я сдавала его со всеми прочими школьниками на равных условиях (может, этот экзамен гораздо более важен, потому что на всю Россию в СУНЦе приходится около 150 мест, а в МГУ их явно побольше... Так что в СУНЦ и конкурс выше).

 

Ну ладно, здесь мы рассматриваем возможность поступления в так называемые престижные вузы "человека с улицы", который никаким образом не связан с этим самым вузом. На данный момент на физфаке учится мой друг (мы учились в одном классе в моем родном городе), и я довольно хорошо знаю его самого, его семью и тот факт, что доходов у них не хватило бы, чтобы дать такую взятку, какие описываются в прессе (по разным источникам - от 10 до 30 тыс. долларов на различные факультеты). На химфаке тоже знакомый из параллельного класса моей "досунцевской" школы, примерно с таким же финансовым положением. В МГИМО (!) учится подруга (все из той же провинциальной школы, пусть она и называется гимназией), которую приняли в этот вуз без экзаменов за 3-е место на Российской олимпиаде по литературе, и девушка эта тоже из самой обыкновенной семьи.

 

И в дополнение: уже практически являясь студенткой МГУ, я решила на собственном опыте проверить, действительно ли возможно поступить в престижный вуз без взятки, являясь "человеком с улицы" на вступительных экзаменах. Объектом своего "нападения" я выбрала РЭА им. Плеханова. Надо было сдать математику, английский язык и написать диктант. Каждый экзамен оценивается по пятибалльной системе, проходной балл на тот факультет был 13 баллов из 15. В итоге: 4 за математику, 4 за английский и 5 за диктант. Итог - 13 баллов, проходной. И это притом, что я сдала документы за день до экзамена, тогда же я в первый раз в жизни и увидела этот вуз, собственно, и меня там увидели впервые. И никакой взятки я, ясно, не давала. Поэтому, по моим впечатлениям, на собственном опыте и на опыте моих друзей и знакомых я могу сказать, что поступить в любой московский престижный вуз без взятки, при этом обладая способностями на уровне вступительных экзаменов данного вуза (а уровень этот в течение нескольких лет, как правило, остается примерно одинаковым), более чем реально.

Опубликовал Vovan's, Автор/источник: Вячеслав Загорский/www.russ.ru

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.37
2.19 MB