Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиСтатьи (Основной раздел) → Linux в образование!

Путь к свету

Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак”

Предисловие

Это история про то, как был осуществлен переход от платформы M$ к Linux.

Действие происходит в Фастовском лицее-интернате с углубленным изучением математики и естественных наук (физики, химии и биологии). Процесс продолжается и по сей день без желания возвращаться назад.

Аппаратное обеспечение имеем следующее:
6 компьютеров разнородной комплектации – Celeron 433-600, 64M RAM, 4-10Gb HDD;
10 компьютеров – Celeron 1200, 128M RAM, 20Gb HDD;
В качестве сервера – Celeron 600, 256M RAM, 20Gb HDD;
Рабочее место учителя – Celeron 1700, 256M RAM, 40Gb HDD;
Переферия: сканер, лазерный принтер, матричный принтер;
Выход в Интернет через модем.
Сеть состоит из двух сегментов: старые компьютеры на коаксиале 10Мб/с, новые – витая пара 100Мб/с. Сервер выступает в качестве моста между подсетями.

Как видим, выбирать не приходилось, что имеем – то имеем.

Программное обеспечение необходимое для учебного процесса:
1. Текстовый редактор
2. Графический редактор
3. Редактор для редактирования HTML-документов
4. Файловый менеджер
5. Язык программирования

Приятный полумрак

Сначала были лицензионные Window$ 98 и M$ Office 2000. Остальное ПО было свободно доступным. Дети у нас умные, так что на каждом рабочем месте система жила не более 2-х месяцев, после чего происходила обычная процедура форматирования с последующей установкой. Все дисководы и CDROM-ы на рабочих местах были физически отключены для защиты от вирусов. Но самыми худшими вирусами были сами дети, которые портили не только саму систему, но и файлы других детей, что являлось самой ходовой отмазкой невыполнения практических работ. Были попытки установки специализированного ПО для улучшения защиты, но детьми она взламывалась в течении недели.

Что рай для ученика – ад для учителя”

Нервы у меня сдали через полгода. В течении зимних каникул были сделаны следующие изменения: на рабочих местах был установлен Win2k Pro, на сервере – Win2k Srv. В качестве файловой системы использовалась NTFS. Все пользователи имели права “Гость” с возможностью сохранения документов только в папке “C:\Мои документы”. Если кривые ручки учеников что-нибудь скручивали, достаточно было только перезагрузить сеанс. На сервере был поднят Веб-сервер с сайтом лицея, где находилась вся необходимая документация для учебного процесса и задания для практических работ по всем классам. Также был настроен шлюз в Интернет, дети могли с рабочих мест лазить по сайтам и использовать электронную почту. В Интернет был доступ только по ограниченному списку сайтов.

Что рай для учителя – ад для ученика”

Все было хорошо, но оставались некоторые проблемы:

  1. Дисководы и CD-ROM-ы оставались физически отключены.
  2. Сама система по непонятным причинам начинала глючить и потихоньку умирала.
  3. Сервер иногда спонтанно перезагружался, что на ~10 минут частично приостанавливало работу.
  4. Дети были в состоянии бунта из-за тотального ограничения, что не вело к их интеллектуальному развитию.
  5. Данное программное обеспечение не было лицензионным.

В один прекрасный день через электронную почту был занесен вирус, который моментально заразил все компьютеры сети. После данного инцидента было принято решение опробовать другие операционные системы.

Просветление

Первым делом собиралась информация про все доступные операционные системы, которые были бесплатными, имели достаточный набор программного обеспечения и имели высокий уровень безопасности. Такими оказались FreeBSD и всевозможные дистрибутивы Linux. Так как мне не приходилось иметь дело с подобными системами, пришлось спрашивать совета на специализированных форумах. Выбор был сделан на Linux Mandrake.

Для начала было сделано следующее:

  1. На “Петровке” была куплена книга по администрированию ОС Linux.
  2. Через Интернет-магазин www.lafox.net был заказан дистрибутив Linux Mandrake 9.1
  3. В Интернете собиралась информация про начальную установку и настройку Linux.
  4. Выделен компьютер для апробации этого всего.

Время на изучение было летом – июль и август.

Установка прошла гладко, программы работали стабильно, правда немного медленно. Я находился в состоянии эйфории, особенно от мысли, что могу все это контролировать, и от тех возможностей, которые предстояло изучить. Также положительным было то, что есть огромный выбор программного обеспечения, который мне был необходим для учебного процесса. Вся необходимая документация на русском языке была под рукой в бумажном или электронном виде. Больше всего помогла документация с сайта www.linux.org.ru.

Следующим этапом была установка Linux на все машины компьютерного класса. Как ни странно, но для этого понадобилась всего одна загрузочная дискетка и настроенный FTP-сервер с дистрибутивом. После загрузки с дискеты необходимо было прописать статический IP-адрес машины, адрес FTP-сервера и путь к инсталляции. Далее – дело техники. Так, в течении часа, на всех машинах был установлен Linux с стандартным набором программного обеспечения. Проблемы возникли только на некоторых старых машинах с дешевыми видеокартами, но эта проблема решилась установкой универсального VESA-драйвера, который поддерживает все режимы, но без аппаратного ускорения. На всех компьютерах был настроен SSH, NFS и Webmin, с помощью которых можно выполнять удаленную настройку всего класса с одного рабочего места.

Таблица установленного ПО для учебного процесса

Описание типа ПО

Название пакета

Офисное программное обеспечение
1. Текстовый процессор
2. Электронные таблицы
3. Презентации
4. Векторный редактор

OpenOffice.org

Растровый графический редактор

Gimp, KPaint

Редактор HTML-документов

Quanta Plus

Эмулятор приложений Window$
(Используется исключительно для запуска приложений, которые были специально созданы для учебного процесса: тренажер мышки и клавиатуры, интегрированная среда учебного языка программирования и т.п.)

Wine

Создание схем и диаграмм

Kdia

Рабочий стол

KDE, Gnome

Файловый менеджер

Midnight Commander

Мультимедиа плеер

Xmms, Xine

Язык программирования

FreePascal

Программы для работы с периферией (принтером, сканером, CDRW и т.п.)

Cups, Xsane, K3b и др.

Дальнейшая настройка происходила в подсобке с чашкой кофе. На всех компьютерах были созданы профили для каждого класса, установлено и настроено необходимое программное обеспечение. Как потом выяснилось, эти операции можно было выполнить намного быстрее. От этой деятельности я получал огромное удовольствие, это было похоже на игру-квест.

Дольше пришлось повозиться с сервером, где было установлено и настроено:
1. Серверы Web, Ftp, Samba
2. Мост для объединения двух подсетей
3. Прокси-сервер с фильтром для доступа в Интернет
4. MySQL – сервер баз данных

Ломка стереотипов

Учебный год начался с возмущением со стороны учеников: “А почему Linux?”. Так как большинство учеников дома имеют компьютеры с ОС Window$, то их возмущения были вполне оправданы. Для решения этой проблемы была проведена лекция на тему лицензирования программного обеспечения, интеллектуальную собственность и про ответственность за их нарушение. Формально вопрос был решён и на стенке сейчас красуется изображение пингвинчика.

Адаптация учеников происходила очень быстро, так как элементы управления остались такими же как и раньше. Основные возмущения были на скорость работы, но потом и к этому привыкли. Но после того, как узнали, что можно делать все что захочется и пользоваться дискетами, то возмущения быстро прекратились. Теперь каждый ученик мог настроить свой рабочий стол, создать своё окружение и, даже, поставить на это всё пароль. С переносом документов с M$ Office проблем не возникало, а игрушки “почему-то” не запускались. Но уже догадываются, что и это возможно.

Через некоторое время некоторые ученики заинтересовались Linux-ом более глубже, и им были даны диски с дистрибутивом и документацией для установки и изучения на домашнем ПК. На данный момент у них только одно желание – узнать пароль root-а.

Со стороны коллег тоже было существенное сопротивление. С ними было намного сложнее, чем с молодым поколением. Поэтому на одном компьютере было установлено параллельно Window$, но я сказал, что настройкой заниматься не буду. И, вполне спрогнозированно, им приходится постепенно перебираться на Linux, особенно, когда глюкнул контролер удаленного доступа и они остались без Интернета.

Тернистый путь к свету

Не все так просто как кажется. ОС Linux будет стабильно и быстро работать, когда она хорошо настроена. А это требует большой настойчивости и терпения. Также необходимо учится и ломать свои устойчивые стереотипы и привычки своего окружения, что бывает весьма непросто. Например, в файловой системе Linux не допускается такой бардак, как в Window$ - каждый каталог имеет своё строгое предназначение. При установке ПО у вас не спрашивается что, куда и как установить, а просто всё красиво раскладывается туда, где оно должно быть. Также все, при необходимости, красиво удаляется без остаточного мусора. Понятие “реестр” отсутствует как таковое, так что ничего чистить не надо. Настройки системы может выполнять только администратор, так что при большом желании пользователь угробить систему не сможет. Пользователь может изменить внешний вид рабочего стола, настроить внешний вид приложений и т.п. Максимум, что пользователь может испортить – это свои документы.

Пропаганда свободного программного обеспечения в других школах ничего не дала, и учителя в свободное время после уроков все ещё продолжают привычно переустанавливать Window$. Основной отговоркой было, что им уже позно что-либо новое учить, им это и так нравиться.

Заключение

На протяжении учебного года ни одна система с ОС Linux не переустанавливалась, да и зависания не наблюдались. На одной машине, для апробации, был установлен Linux Mandrake 10.0, изучением и настройкой которого в данный момент и занимаюсь. Дети с интересом на уроках и после с любопытством изучают возможности Linux и его программного обеспечения. Приятно наблюдать, как ученики начинают проявлять интерес к информационным технологиям, а не к игрушкам или деструктивным методам.

Говорят, что что Linux сложен в изучении. Да это истинная правда! Простота Window$ против Linux – это как тетрис против шахмат. Но истинное удовольствие мы получаем от решения сложных проблем, а не от бессильного наблюдения простой красоты, которая мгновенно может превратиться в хаос. На самом деле основная сложность изучения Linux находится в нашем сознании в виде страха перед неизвестным. Как только этот страх преодолевается – все сложности куда-то исчезают сами собой.

Надеюсь, что эта история станет не предметом споров, а просто историей маленькой победы разума над социальным бессознательным.


Автор : Яворский Александр
Опубликовал Владимир, Автор/источник: Яворский Александр // www.lafox.net

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.16
2.59 MB