Русский учитель
 
  Главная    Статьи    Гостевая книга    1    2    3    4    5    6    7    map    blog  
РазделыСтатьиСтатьи (Основной раздел) → Личность или индивид?
Лингвистическая находка Карамзина, придумавшего слово "индивидуальность", привела, думаю, к затемнению смысла другого слова – "индивид". "Индивидуальность" всегда выступает синонимом "личности". Потом придумали термин "индивидность" (т.е. свойство быть индивидом) но, во-первых, он редко доводится до противоречия с "индивидуальностью", а, во-вторых, он никогда не принадлежал общенародному языку. Хотя чуткость народной речи к оттенкам смысла и привела к тому, что однокоренные слова - "индивидуалист", "индивидуализм", неизменно используются в России как бранные, меж тем как "личность" - всегда с уважительным оттенком. Интеллигенция подобной чуткостью никогда не отличалась, оттого уродливый гибрид "личности-индивида" (то, для чего в чеховской пьесе придумано словцо "индивидуй") прочно вошёл в речь многих гуманитариев. И так всё гладко получалось: индивидуализируящая сила европейского Нового Времени, секуляризация жизни, европейский человек, оставленный историей наедине с самим собой ... тут уж ему либо помереть, либо личностью стать. Между тем, полагаю, что свойства эти (быть личностью и быть индивидом), если и не суть смысловые противоположности, то уж по крайней мере могут отлично существовать врозь. А вот наоборот, чтобы объединить их в одной культурной парадигме – тут-то придётся попотеть сильно.
Кто же такой индивид? Прежде всего тот, кто в любых ситуациях действует (вынужден действовать) от собственного имени. Атом среди других атомов. Не-часть чего бы то ни было: ни сословия, ни традиции, ни рода. В политике это приводит к основополагающему принципу демократии: "один человек – один голос". В экономике это означает, что субьекты хозяйственной деятельности становятся юридическими лицами с равными правами: отныне удачливый крестьянин может скупить всё добро разорившегося дворянина. От индивида требуется неукоснительно соблюдать правила игры, сталкиваться с другими атомами (ведя неизбежную для него "войну всех против всех") по предписанным правилам, чётко осознавать собственные границы (не посягать на то, что за их пределами и не позволять другим индивидам их пересекать), нести персональную ответственность за свои поступки. Эталоном тут мог бы служить "джентельмен", как его изображает викторианская литература.
Личность – способность быть узнаваемым, уникальным. Т.е. не-атомом. Очевидно, что "личность" может формироваться только под влиянием чего-то НАД-личного или ВНЕ-личного (хотя бы и другой личности). Так неповторимая форма камня формируется ветрами дождём и другими камнями, прикрывающими его от эррозии или, наоборот, падающими на него. Тут секуляризация невозможна.

Вспомним "Женщину Французского Лейтенанта" Фаулза. Весь роман построен на том, как отточено-индивидуалистическое, "джентельменское" общество викторианской поры чурается личности. Сара, родившаяся не в свою эпоху, неизменно оказывается инопланетянкой, а всякий психологизм, сентиментальность и даже общечеловеческое желание пооригинальничать (доктор-дарвинист в романе) допустимы лишь в формах начисто исключающих такую непристойность, как личность с её принципиальным отсутствием индивидуальных границ. Открыть душу, обнаружив её несходство с другими душами, там так же недопустимо, как и постучаться в чужую дверь.
...Одно время были в ходу анекдоты про английского джентельмена, который, завидев в реке тонущего знакомого, здоровается и спрашивает, тепла ли вода, после чего идёт дальше. Ибо пройти не поздоровавшись неучтиво, а броситься спасать означает вторжение в чужую жизнь, в "privacy", что уж совсем не по-джентельменски.

Полная противоположность - мир Шукшина с его "чудиками". Тут быть личностью настолько естественно, что и самое слово от этого не в ходу. Почти все его персонажи, как любимые и трогательные (Спирька, Алёша Бесконвойный ...), так и отталкивающие (Князев, "Гусь Хрустальный" ...) исключительно неуместны по своей сути, а обычное парение в бане или заурядное пьянство становится для них личным прорывом либо личным надломом. А вот за излишний "индивидуализм" в этом мире могут, пожалуй, и рыло начистить. Поскольку те самые неприкосновенные границы – броня индивида, здесь оказываются лишь помехой. Потому и должны неукоснительно нарушаться. Тут естественно разбудить спящего, чтобы немедленно обсудить с ним смысл бытия. Тут ни один вопрос не звучит "слишком" личным. Privacy трещит по всем швам...

Личность, как о том писал, например, В.С. Библер, не может существовать в одиночестве. Т.к. для собственного раскрытия и реализации нуждается в других личностях, формулируется вполне только на своих границах с ними, в ходе "полилога". Своей же территории не имеет, потому как обладает страстью изменять других, передавая им самое себя (верх неприличия для "джентельмена"!) и меняться самой. Робинзон Крузо становится индивидом в наиболее предельном случае – все его связи с миром оборваны. При этом он (Человек-На-Необитаемом-Острове) перестаёт существовать в качестве личности до тех пор, пока его одиночество не будет нарушено появлением Пятницы, а ещё больше – возвращением домой. Индивид – личность после кораблекрушения...
Дон Кихот, ставший для XIX-го века едва ли не символом личности и личной выразительности, выпадает из своего места в мире и нарушает все мыслимые границы индивида – пространственные, историко-временнЫые, юридические. Вновь он становится индивидом – скучным идальго Алонсо Кехано, только в момент выздоровления/смерти. Личность – сумасшествие индивида...

Многие прошли через увлечение экзестенциалистами. Однако, любя Сартра или Камю, следовало бы понимать, насколько всё это принадлежит другому, чужому и, как показывают последние времена, чуждому для России миру. Чтобы стать героем-мучеником экзестенциализма, надо сперва "секуляризироваться" настолько, чтобы лишь в себе самом искать основания своих поступков, не ощущать за своей спиной ничьего присутствия – ни Бога, ни народа, ни ушедших предков, ни неродившихся потомков... Экзистенциалисты всегда ставят своего героя перед последним выбором, перед смертью, муками и т.д., а тот – всегда странным образом осуществляет его вопреки собственной индивидности, вопреки "запертости в себе самом". Так, словно видит нечто большее, чем он сам, словно принадлежит чему-то (что ему строжайше запрещено условиями игры!). Объяснение, по которому он является самодостаточным "миром в себе", приводит лишь к новому парадоксу, т.к. индивид, по определению, конечен. В этом парадоксе "несовпадения с самим собой" и заключается притягательность экзистенциализма. Что ж, способность совершать поступки в таком вот полном одиночестве (прежде всего, одиночестве внутреннем) и впрямь вызывает уважение. Но сама игра экзистенциалиста со своим героем мне несколько напоминает детские эксперименты по выяснению того, сколько ножек надо оторвать таракану, чтобы он всё ещё мог бегать. У Сартра – бежит, как миленький, после того, как оторвали все шесть... Для русского человека остаться разом и без своего народа, и без связанности с другими людьми ("...Нет уз святее товарищества..."), и без своих дедов и внуков (Да и вообще без чего-то, что заведомо БОЛЬШЕ меня самого. ("А всё же, что-то есть такое, что жаль отдать британцу с корабля..." - Симонов; "Я мстил за Пушкина под Перекопом..." - Багрицкий.)) – это само по себе такое падение, после которого уже никакой Сартр не спасёт. Экзистенциализм для русского – это и есть тот самый боржом, который "поздно пить, когда печень отвалилась". И напротив, для совершения поступка необходимо восстановление хоть каких-нибудь связей. Собственно, через них этот поступок только и осуществляется. Вспомним трогательную сказку Шаламова про майора Пугачёва. Затравленный человек, не верящий в Бога, сводящий счёты с жизнью в заброшенной звериной берлоге – от такого сюжета экзистенциалисты должны были бы прийти в восторг. И что же он делает перед тем, как "в последний раз в жизни выстрелить"? – Вспоминает поимённо своих товарищей по побегу, вспоминает всех тех, с кем его свела жизнь в лагере! ("Никто не выдал! Молодцы!")

Стало быть, личность, особенно на русской почве, всегда соборна – уж больно много других людей, как современников, так и предков любого из нас, принимают в ней участие. Недаром ведь российские "западники" боятся самого упоминания соборности, как чёрт ладана! Понимание этого важно всякий раз, когда мы заводим разговоры о "воспитании личности" или, скажем, о "личной ответственности". Главное здесь, на мой взгляд, заключается в том, что усиление, "укрупнение" личного начала – это укрепление начала коллективного. Вспомним, что именно общинность русской жизни всегда вызывала особенную злость у наших врагов. Как они поносили коллективизм любых видов в годы той же "перестройки"! Какой отталкивающий образ "страны бараков и коммуналок" был нарисован! Ну и как, шибко это усилило наше "личное начало"? Много ли выдающихся Личностей – Маресьевых, да Гагариных, породили новые времена? Да нет, пестовалась все эти годы не личность, а всего лишь только "индивидуй": вкладчик, "эффективный собственник", телезритель, потребитель рекламируего продукта... Индивид в России на сегодняшний день всё больше теснит личность. Не отсюда ли это общее чувство подавленности и безнадёжности? Хоть в этом мы по-прежнему "соборны"...
Опубликовал Михаил, Автор/источник: Михаил Шатурин

Комментировать
Вы не залогинены! Регистрация
Последние статьи
«Финансовая грамотность» - встречайте новый предмет в школах! 0
Первый класс или что ждет родителей будущего первоклашки 0
Знания и опыт – два главных козыря в твоей жизни 0
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 4) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 3) 3
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 2) 6
Пять аргументов, которые говорят за полную отмену ЕГЭ (часть 1) 3
Реформа образования ведёт к заметному снижению бюджетных мест 4
Недовольство реформой образование переросло в митинг 0
ЕГЭ разрушает нашу систему образования 0
Дистанционное обучение - «за» или «против»? 0
На что имеют право родители школьников? Часть 2 0
На что имеют право родители школьников? Часть 1 0
Сужение льгот для олимпиадников 0
О нововведениях в вузах 0
Введут обучение в вузах России на двух языках 0
ЕГЭ станет еще жёстче 0
Совершенствование учебников для средних школ 0
Пореформенное образование в современной России - 2 0
Пореформенное образование в современной России 0
Некоторые замечания к систематическому курсу 0
Готовится реформа высшего образования 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании (ч.2) 0
Систематическое изучение курса химии курса химии в среднем образовании 0
Мобильные телефоны запретят проносить на ЕГЭ 0
Демографический кризис добирается до ВУЗов. Часть педагогов останется "на улице" 0
Учителя должны уметь работать за компьютером 0
Положительные стороны комплексных программ 0
Неприятие комплексной программы в некоторых городах 0
Учебные руководства для комплексной программы 0
Комплексное обучение. Новая программа 0
Комплексный подход 0
Осталось две недели... 0
ВЦИОМ провёл очередной опрос 0
Кремль готовит очередное поколение П? 0
Паспорт здоровья - каждому школьнику! 0
Частные школы получат новые права, а вузы сменят статус 0
Сдача ЕГЭ теперь будет возможно и за пределами РФ 0
В университет теперь можно будет поступить только по «паспорту успеваемости» 2
Московский проект 0
Ректоры недовольны приемом 0
100 баллов за ЕГЭ - это "через чюр" 0
И снова о дебилах 0
Петроградский проект 0
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях 0
Развитие химии как предмета в советской средней школе 0
Химия в кадетских корпусах 0
Химия в специальных учебных заведениях 0
Химия в реальных училищах 0
Женские и мужские гимназии 0
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация
RSS фиды
Свежекомментированные статьи
Воспоминания о Ю. Лотмане (0)
13 июня 2002 г. (0)
2 мая 2003 года (чать вторая) (0)
Реформа И.Д. Делянова (0)
2 мая 2003 года (чать первая) (0)
Химия в реальных училищах (0)
Черный пиар (0)
Очередной упадок естественного образования. Реформа Д.А. Толстого (0)
4 мая 2003 года (0)
СИСТЕМА МАКАРЕНКО - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (0)
Спящий в метро мальчик (0)
Страна без чупа-чупсов и (0)
Роман Чернышевского (0)
Демократия без кавычек (1)
4 мая 2003 года (Часть I) (0)
Глобализация в отдельно взятой стране (0)
Некоторые замечания к систематическому курсу (0)
Чему научат в школе? (0)
Linux в образование! (0)
Дурацкий остров (0)
21 марта 2002 г. (0)
Побеги зла (0)
Безграмотность и ее причины (0)
Осторожно, кофточка! (0)
Так загубили науку в России! (0)
Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте награждения матерей и жен пяти Героев Республики Куба – узников империи, состоявшемся в театре «Карл Маркс» 8 марта 2002 года (3)
Экзамен для самых свободных и демократичных (0)
Первые шаги в перестройке школьной системы в новых (советских) условиях (0)
Суицидальный синдром как следствие отказа от поисковой активности (0)
8 июня 2002 г. (0)
25 мая 2002 г. (0)
Поисковая активность как основа новой педагогики (0)
Уничтожение интеллекта (0)
13 мая 2002 г. (0)
О концепциях образования (0)
Дмитрий Иванович Менделеев (0)
Макаренко, какого мы никогда не знали (0)
Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского (0)
4 мая 2003 года (Часть II) (0)
26 июля 2003 года (0)
4 января 2004 года (0)
1 мая 2002 г. (0)
РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КУБА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФИДЕЛЯ КАСТРО РУСА НА ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ VI СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН КОНВЕНЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ЗАСУХОЙ. ГАВАНА, 1-ОЕ СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА. (0)
26 июня 2002 г. (0)
1 июня 2002 г. (0)
15 июня 2002 г. (0)
9 сентября 2003 года (0)
12 мая 2002 г. (0)
4 апреля 2002 г. (0)
22 апреля 2002 г. (0)
Generation time:0.57
2.19 MB